Интегрированный урок. Физкультура и ОБЖ

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Тверская область

Максатихинский район

пос. Ривицкий ул. Мира д.16 «Б»

МБОУ «Ривзаводская СОШ»

Учитель физической культуры

Трофимова Наталья Александровна.

2014 год

Интегрированный подход к построению учебного процесса позволяет в полной мере реализовать высшие сферы сознания личности: логико-понятийную, ценностно-смысловую, нравственно-эстетическую, учитывая творческие задатки, склонности, способности и индивидуальные особенности детей. А также перевести первоначально игровую мотивацию учащихся классов в учебную мотивацию

Цель интегрированных уроков – оптимизация процесса обучения предметами физической культуры и ОБЖ на основе активной познавательной и творческой деятельности, где учащиеся выступят как активные участники образовательного процесса, научатся творчески применять полученные знания и воплощать их в образы, это в свою очередь должно повысить интерес учащихся к предмету.

Интегрированный урок имеет цель не только закрепить знания, но и решить новую учебную проблему, всегда направлен на совместное творчество учительского и ученического коллектива, как при подготовке, так и во время его проведения.

Опыт проведения интегрированных уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации или испытания своих возможностей, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения.

Именно интегрированные учебные занятия на основе сюжетного построения уроков:

Позволяют обеспечить приемлемое сочетание всех изучаемых дисциплин в начальной школе;

Способствуют выполнению образовательных целей и задач, которые стоят перед каждым учебным предметом, участвующим в интеграции;

Выступают связующим звеном между учебными предметами для выстраивания целостной картины изучаемого действия, явления, процесса;

Создают условия для сохранности психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;

Стимулируют развитие навыков продуктивного общения, приобретения опыта, расширяющего социальное пространство личности.

Чем же все-таки эффективны интегрированные уроки?

Во-первых, потому, что урок выходит за рамки общепринятых норм – обучающих, развивающих и воспитывающих – как желательная форма в дополнение к привычной школьной урочной жизни.

Во-вторых, потому, что необходимость совместной реализации поставленной проблемы урока требует от учителей тонкого настроя на эмоциональную обстановку в классе, на изменяющуюся ситуацию во время урока и друг друга. Ведь любой, даже тщательно подготовленный урок в момент его проведения всегда требует от учителя гибкости и способности к импровизации.

В-третьих, задействованный в процессе урока механизм одновременно-последовательного преподавания выстраивает наряду со старой системой (учитель – ученик, ученик – ученик) и новую воспитательную линию общения учитель – учитель, которая ближе стоит к формированию межличностного общения человек – человек.

Интегрированный урок способен охватить все виды познавательной деятельности, и каждый раз может расширять творческие задачи. Проведение интегрированных уроков можно рассматривать не только как возможность в удобной форме раскрывать и объединять в целостный образ предметы, но и методично формировать познавательную активность школьников. Дети с развитой познавательной активностью, быстрее развиваются, занимаясь какой-либо деятельностью, будь то игровая, учебная или трудовая деятельность, они всегда и везде стараются добиться успехов, не боятся браться за решение наиболее трудных задач. Эти дети, если их постигает неудача, не опускают руки, не прекращают попыток добиться успеха, а, напротив, еще больше стремятся к достижению успехов. В результате они научаются самостоятельно преодолевать трудности, возникающие на их жизненном пути, и, успешно преодолевая эти трудности, опережают в развитии своих сверстников. Конечно, это зависит от того, как окружающие ребенка взрослые люди обращаются с ним, когда ребенок добивается успехов или терпит неудачи.

Активная работа учителя по расширению и углублению интеграции является одним из важных путей в комплексном решении проблем обучения, повышения мотивации, целенаправленного действия, организованности и устойчивости целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. А также воспитания школьников, формирования у них творческих способностей.

Конспект

интегрированного урока

по физической культуре и ОБЖ во 2 классе.

Дата проведения: _________________

Тема урока: Поведение человека в экстремальных ситуациях.

Цель урока:

Формировать знания и представления младших школьников о соблюдении правильного поведения в экстремальных ситуациях на примере двигательных умений и навыков.

Задачи:

1) развивать ловкость и быстроту движений в эстафетах, координацию движений в беге, развивать устойчивое равновесие.

2) повторить и закрепить правила поведения человека в природе.

3) сформировать основные правила поведения на природе, у водоёмов, и умение применять их случае чрезвычайных ситуаций.

4) учить детей быстро и организованно строиться, занимать свои места по сигналу учителя, соблюдать правила игры, оказывать взаимопомощь, уважать друг друга.

5) провести инструктаж о правилах игры, учитывая физические и возрастные особенности учащихся.

Оборудование к уроку: спортивный инвентарь.

Место проведения: спортивный зал.

Ход урока.

  1. Вводная часть.

Построение;

Сообщение темы урока.

Подготовка к бегу

Сегодня у нас будет необычный урок.

Кто из вас ходил в поход?

А кто такие туристы? Почему нельзя ходить одним в лес?

Итак мы с вами отправляемся в лес…. (ходьба по кругу)

Заходим в лес, идём по полянке. Что растёт слева? (повороты налево),

Что растёт справа? (повороты направо)

А на поляне растут ягоды (собираем ягоды) - наклоны.

А сейчас мы можем пройти только боком, правое плечо вперёд- переставными шагами. (по кругу)

Мы с вами попали в чащу, надо наклониться и пройти- прошли!

А впереди ручей, нам надо перейти через него по бревну, (голову подняли, руки в стороны) МОЛОДЦЫ!

А впереди болото, надо перейти по кочкам (прыгаем по кочкам)

Услышали треск, наверное это мишка, а мы испугались и побежали, (бег по кругу)

А теперь по тропинке, (бег зигзагом).

Общеразвивающие упражнения.

Выполняем упражнения для осанки и координации движения

  1. основная часть

Ребята, вас ждут серьёзные испытания!

инструктаж: Как вести себя во время соревнований:

1) Слушать внимательно команды учителя.

2) Не шуметь и не отвлекаться, если хотите победить.

3) Помогать друг другу, соблюдать дистанцию во время бега.

1.проползти опасный участок

Ползём по матам не касаясь стопой мата.

2.- Ребята, дрова вы собрали, а теперь нужно разжечь костёр.

Как и где нужно разводить костёр? (отвечаем по очереди)

Нельзя разжигать огонь в сухую, жаркую погоду.

Разводить огонь ближе к водоёму…..

НЕ ЗАБУДЬ ПОТУШИТЬ КОСТЁР!

3. Устанавливаем палатку.

Кто быстрее? (участники должны по очереди продвигаться ползком, первый становится в конце палатки, а второй продолжает продвигаться вперёд и так далее)

4.Тушим костёр

Команда выстраивается в шеренгу на расстоянии один метр друг от друга и передают мяч от направляющего к замыкающему, затем в обратную сторону.

Все ребята переправились, никто не утонул. Вы помогли друг другу! МОЛОДЦЫ!

5. Переправить груз.

Ведение баскетбольного мяча.

6. Помочь другу.

Перенести маленький мяч на ракетке до стены и обратно.

7. Строим дом.

Необходимо каждому из участников команды добежать до определённого места и поставить конструктор (крышка) так чтобы получилась башня или дом.

Молодцы ребята! Вы справились с заданиями, теперь вы знаете как надо вести себя если вы попадёте в экстремальную ситуацию. А я хочу вручить каждому из вас диплом – памятку, в которой вы прочтёте правила поведения в экстремальных ситуациях.

  1. заключительная часть урока

Построение

Подведение итогов

Давайте проверим кто у нас самый внимательный? Ребята я вам буду задавать вопросы, а вы все вместе должны ответить: «Это я, это я, это все мои друзья!» Но будьте внимательны…

1.Кто услышав запах гари

Сообщает о пожаре?

2. Кто из вас, завидев дым,

Говорит: «Пожар! Горим!»

3. Кто из вас шалит с огнем

Утром, вечером и днем?

4. Кто, почуяв газ в квартире,

Позвонит по 04?

5. Кто костров не разжигает,

И другим не позволяет?

6. Кто от маленькой сестрички

Прячет дома, дети спички?

7. А признайтесь-ка мне в том,

Кто из вас шалит с огнем?

Памятка для ребят.

Пока еще растет малыш ,

То папа, мама, бабушка

Его за ручку водят.

За безопасностью следят,

Чтоб не было ушибов,

Чтоб не поранился ничем

И из окна не выпал.

Но повзрослел уже малыш…

Ты знаешь как себя вести?

Тебе это знакомо?

Будь внимателен и осторожен

И знай, что многое зависит от тебя.

Большой беды избежать можно,

Если знаешь как вести себя.

Ну, а случилась вдруг беда,

Как ты ведешь себя тогда?

Не паникуй и не теряйся,

Разумный выход отыскать старайся.

Награждается

обучающийся _________________класса

МБОУ «Ривзаводская СОШ»

__________________________________________________________________

За активное участие на уроке и отличные знания по теме :

« Поведение человека в экстремальных ситуациях ».

Учитель физкультуры: (Н.А. Трофимова)


Конспект интегрированного урока

по физической культуре и ОБЖ в 9 классе

«Один день в Армии»

Нужно, чтобы к физическим упражнениям приобщился

каждый человек. Без этого немыслимы никакие

разговоры о здоровом образе жизни.

( )

Цели урока:

    Развитие физических качеств необходимых для прохождения воинской службы в рядах Вооруженных Сил РФ;

    Развитие физических качеств и умений оказывать первую медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях.

    Формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Задачи урока:

    Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств (физической выносливости, силы, ловкости), военно-практических навыков и повышение функциональных возможностей организма;

    Повышение интереса у школьников к профессии защитника Отечества;

    Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

    Обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

    Воспитывать морально-волевые, психологические качества личности, патриотизм и любовь к Отчизне.

Место проведения: спортивный зал

Ход урока.

Построение, приветствие.

Сегодня мы проводим необычный интегрированный урок – когда ОБЖ и физкультура вместе. Это военно – спортивный урок «Один день в Армии». Так совпало, что наш урок проходит накануне праздника 23 февраля, в России традиционно отмечается День защитника Отечества, который многие привычно называют День Советской Армии.

Сегодня вы покажите полученные знания на уроках ОБЖ и продемонстрируете свои физические возможности, которые развиваете на уроках физкультуры.

Часть урока

Содержание урока

Дозировка

ОМУ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (10-12)

Построение, рапорт, приветствие, сообщение задач урока

30 - 1

Проверить наличие спортивной формы, выявление больных

Повороты на месте: «Направо!», «Налево!»,

«Кругом!»

Команды выполнять четко, следить за правильным выполнением

Перестроения из 1 шеренги в 2.

На 1-ый – 2-ой рассчитайсь! «В две шеренге стройся!», «В одну шеренгу стройся!»

Перестроения из шеренги по 1 в 3

На 1-ый –3-тий рассчитайсь! «В три шеренги стройся!», «В одну шеренгу стройся!»

30 – 1

1-ые делают шаг правой, шаг левой в сторону и правую приставляют

1-ые делают шаг правой, шаг левой в сторону и правую приставляют, 2-ые на месте, 3-и шаг левой назад, шаг правой вправо и левую приставляют

Ходьба

- обычная

- в полуприседе, руки на поясе

- в полном приседе, руки за головой

1 – 1,5

40 м

40 м

30 м

Из строя не выходить

Спина прямая, смотреть прямо перед собой

Не вставать, не прыгать

Бег

- обычный

- приставным шагом правым боком

- то же левым боком

- вперед спиной

- по диагонали с ускорением

2 – 4

30 – 1

20-30 м

20-30 м

20 –30 м

Из строя не выбегать

Руки перед собой, чаще переступать ногами, согласования рук и ног

Смотреть через левое плечо

Догнать впереди бегущего

1 – руки в стороны

2 – вверх

3 – в стороны

4 – и.п.

6 - 8 раз

1-2 вдох

3-4 полный выдох, дыхание не задерживать

ОРУ в движении

1. И.П. – руки в сторону

1-4 – круговые движения в лучезапястном суставе

1-4 – в локтевом

1-4 – в плечевом

то же назад

2. И.П. – руки перед грудью

1-2 – рывки руками

3-4 – правую вверх

то же с левой

3. И.П. – руки в замок перед грудью

1 – руки вперед

2 – руки вверх

3-4 – то же самое

4. И.П. – руки перед грудью

1– шаг левой поворот туловища влево

2 – шаг правой поворот вправо

5. И.П. – о.с.

1 – шаг правой наклон к правой ноге

2 – и.п.

3-4 – то же с левой

6. И.П. – о.с.

1 – выпад правой, руки на колено

2 – и.п.

3-4 – то же с левой

2 раза

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

Круговые движения выполнять по полной амплитуде, слушать счет не сбиваться

Рывки выполнять энергично, рука прямая

Руки выпрямлять полностью

Согласования рук и ног из строя не выходить

Наклон производится на каждый шаг, ноги в коленях не сгибать, касаться носков ног

Выпад выполнять глубже, нога сзади прямая. Плечи держать ровно.

7. И.П. – руки вперед

1 – мах левой коснуться ладони правой руки

2 – и.п.

3-4 – то же с другой ногой.

8. И.П. – упор присев

1 – выпрыгивание вверх руки вверх

2 – то же самое

9. Упражнение на восстановление дыхания

1-2 – руки вверх

3-4 – руки вниз

6-8 раз

8-10 раз

6-8 раз

Мах выполнять прямой ногой. Руки прямые, смотреть перед собой.

Толкаться как можно сильнее, следить за дистанцией.

1-2 – вдох

3-4 – полный выдох

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (25-30)

Разделить класс на две команды: каждая команда - название и девиз!!!

Полоса препятствий

1. Кувырок вперед

2. Прыжки через гимнастическую скамейку

3. Преодоление трех барьеров

5– 6

Мальчики выполняют 3 раза, девочки 2 раза.

1-й барьер – прыжок

2-й барьер – пролезание

3-й барьер – прыжок

Упражнение на восстановление дыхания в ходьбе

1-2 – руки вверх

3-4 – руки вниз

6-8 раз

1-2вдох

3-4 – полный выдох

Уборка инвентаря

20 – 30

Оказание первой медицинской помощи

6– 7

Закрепление навыков в оказании ПМП и подготовка к сдаче зачетов по ПМП

Общефизическая подготовка (ОФП)

    Прыжки через скакалку

    Сгибание-разгибание рук в упоре лежа

    Подъем туловища из положения, лежа, руки за головой

3 – 5

Методом круговой тренировки

коленей к груди

Согласование рук и ног

Руки сгибать до прямого угла, туловище держать прямо

Садиться полностью, пятки не отрывать

Уборка инвентаря

Военизированные эстафеты

1. Бег в противогазах

Участники стоят в колонну по 1, у каждого сумка с противогазом. По сигналу 1-ый одевает противогаз бежит до контрольной отметки, обегает ее и передает эстафету следующему

2. Перебегание из одного окопа в другой

По сигналу 1-ый бежит до первой линии касается ее и бежит обратно. Затем бежит до следующей линии касается и возвращается ко второй линии и т.д.

3. Переноска раненного 2 человеками

Участники стоят в колонну по два с крещенными между собой руками. По сигналу 3-й участник «пострадавший» садиться к ним на руки, обхватывает их за шеи. Участники начинают двигаться до контрольной отметки, обегают ее и возвращаются обратно.

4. Доставка боеприпасов

Участники стоят в кокоманде колонну по одному. У первого в руках мина. По сигналу первый бежит до фишки, обегает ее, бежит назад и передает ее другому участнику

4 – 5

Пока надел противогаз бежать нельзя

Касаться линии рукой, выполнить быстро и правильно

Задание выполнять быстро и четко

Пострадавшего нельзя ставить до контрольной отметки

Победит та команда, которая быстрее выполнит задание. Мину ставить нельзя, передавать из рук в руки.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (2- 3)

Класс «Разойдись!» «В одну шеренгу становись!»

Построение, подведение итогов, выставление оценок, сообщение домашнего задания. Организованный уход.

10 – 20

1 – 1,5

Быстро и четко построиться

Отметить лучших в уроке. Выходить спокойно строем, не толкаться.

Пархоменко Юлия Валерьевна

Северная Осетия-Алания, поселок Калининский

МБОУ ООШ п.Калининский

Интегрированный урок по физкультуре и ОБЖ с применением ИКТ «Совершенствование бега с высокого старта. Закрепление знаний учащихся по основам выживания и действия человека в условиях автономного существования в природе».

Физкультура

6 класс

Цель:

    укрепление межпредметных связей физической культуры и ОБЖ

    открыть новые перспективы в освоении ОБЖ и физической культуры.

Задачи:

    воспитывать интерес к участию в спортивно-массовых мероприятиях;

    укрепить уверенность детей в своих силах и знаниях;

    воспитание любви к спорту и здоровому образу жизни.

Тип урока: урок совершенствования

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь и оборудование: проектор, флажки, мячи, обручи, фишки, ручки, мольберт.

Ход урока.

п/п

Содержание урока

Время

Дозировка

Организационно-методические указания

I

Вводная часть

6 мин

Построение, сообщение задач

1 мин

Дежурный сдает рапорт о готовности класса к уроку

ОРУ в движении

    Ходьба в чередовании с легким бегом. Во время ходьбы выполнять перекат с пятки на носок, поднимая тело повыше (в течение 2–3 мин.).

    И. п. – руки перед грудью. 1 – 2 – два шага, двойной рывок локтями назад; 3–4 – два шага, руки в стороны, ладонями вверх, и двойной рывок назад прямыми руками; 5–8–то же, но на счет 7–8 руки вверх (повторить 4 – 6 раз).

    Ходьба с выпадами, пружинящими покачиваниями туловища, опираясь руками на колено. 1–2 - выпад правой рукой; 3–4 – выпад левой продвигаясь по кругу (повторить 8 –12 раз).

    И. п. – широкая стойка лицом к центру, руки в стороны. 1–3 - три пружинящих наклона – к левой ноге, прямо, к правой ноге; 4 – выпрямляясь, руки в стороны, поворот кругом на правой; 5 – 8 – то же, начиная наклоны с правой ноги и делая затем поворот на левой ноге (повторить 6 – 8 раз).

    И. п. Упор, сидя сзади, ноги согнуты, таз приподнят. Передвижения в упоре ногами вперед 30–50 и, сделав 2–3 остановки для отдыха.

    Ходьба с поворотами туловища влево и вправо, свободными маховыми движениями рук в сторону поворота (повторить 16–20 раз).

    И. п. – руки вверх – наружу. 1 – руки вперед, мах правой ногой вперед до касания носком ладони; 2 – шаг правой, руки вверх, 3 – 4 – то же левой ногой (повторить 12 –16 раз).

    Поочередные прыжки на правой и левой ноге сгибая маховую ногу вперед и выполняя руками круговые движения вперед (3 – 4 серии по 10 – 12 прыжков, чередуя их с ходьбой.)

5 мин

Следить за дыханием.

Соблюдать дистанцию

Обратить внимание на осанку: положение головы, спины, плеч, рук при выполнении общеразвивающих упражнений.

II

Основная часть.

Рассказать о ходе соревнований. Две команды выполняют данные задания на скорость и правильность выполнения. Команда выполнившая задание 1получает 1 очко, побеждает команда набравшая наибольшее количество баллов.

Все задания учащиеся выполняют с высокого старта, контролируя правильность выполнения.

1 эстафета.

Учащиеся с эстафетной палочкой добегают до фишки (расстояние 15-20м), оббегают ее, возвращаются обратно. Передавая палочку следующему.

2 задание . Презентация 3 слайд

Учащиеся обеих команд подходят к проектору и мольбертам. По жеребьевке вытаскивают тип похода (однодневный, многодневный). На экране список предметов необходимый для похода. Каждая команда должна выписать предметы необходимости для выбранного типа похода. Время ограниченно (1,5мин.)

3 эстафета.

Учащиеся добегают до первого обруча, берут мяч перекладывают во второй обращаются, к команде, передавая эстафету следующему.

4 задание . Презентация 4 слайд

Учащиеся обеих команд подходят к проектору. По жеребьевке вытаскивают вид ориентирования. Время для обсуждения ограниченно (1мин.). Принятие ответов.

Презентация 5 слайд.

Рассказать об ориентировании по местным признакам. Учитель выбирает любой признак и задает команде на свое усмотрение.

5 эстафета.

Учащиеся выполняют челночный бег 6*6*9*9 м, передавая эстафету следующему.

6 задание . Презентация 6 слайд

Учащиеся обеих команд подходят к проектору и мольберту. На экране факторы, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией в природе. Учащимся необходимо сопоставить определения с названием факторов. Время для обсуждения ограниченно (2 мин.). Принятие ответов.

7 эстафета.

Учащиеся с эстафетной оббегают фишки 4 шт. змейкой. Передавая палочку следующему.

8 задание . Презентация 7 слайд

Учащиеся обеих команд подходят к проектору и мольберту. На экране способы подачи сигналов бедствия. Учащимся необходимо сопоставить определения с сигналами. Время для обсуждения ограниченно (1 мин.). Принятие ответов.

9 эстафета.

Учащиеся с добегают до фишки оббегает ее, возвращается берет за руку следующего учащегося, вдвоем оббегают фишку, возвращаются за следующим и т.д. (расстояние 15м).

10 задание . Презентация 8 слайд

Учащиеся обеих команд подходят к проектору. Типы костров. Учитель говорит название костра- учащийся команды, на выбор учителя, показывает этот костер.

32 мин.

Следить за правильностью

постановкой ног и рук на старте, во время бега.

Следить за правильностью передачи эстафетной палочки.

Следить за правильностью

постановкой ног и рук на старте, во время бега, выполнения задания.

Следить за правильностью

Проверка правильности выполнения задания.

Следить за правильностью

постановкой ног и рук на старте, во время бега

Проверка правильности выполнения задания.

При выполнении задания руки не разъединять и всем оббегать фишки.

III

Заключительная часть

2 мин

Построение, подсчет полученных баллов, подведение итогов.

2 мин

Отметить команду победительницу, активных учеников, выставить оценки.

Литература:

    Комплексная программа физического воспитания учащихся. В.И. Лях, А.А. Зданович, 1-11 классы. 1-11 классы. Для учителей общеобразовательных учреждений. 7-у изд. – М.: Просвещение, 2010 г.

    Основы безопасности жизнедеятельности, 6 класс, Смирнов А.Т., Хренников Б.О., 2012.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гайнская средняя общеобразовательная школа»

Осторожно: СПИД!

Урок в 8 классе

Тиунов Борис Михайлович

МБОУ «Гайнская СОШ»,

Учитель физической культуры

Посёлок Гайны

2012

Пояснительная записка.

Тиунов Борис Михайлович

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гайнская средняя общеобразовательная школа», учитель физической культуры.

Интегрированный урок ОБЖ, биологии и физической культуры в 8 классе «Осторожно: СПИД!»

Данный урок объединяет темы биологии, ОБЖ и физкультуры: иммунитет, кровь, ЗПП, гигиена и профилактика заболеваний.

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями ВИЧ и СПИД, этапами протекания болезни, путями передачи вируса и методами профилактики.

Задачи урока.

Образовательная:

Добиться того, чтобы учащихся поняли, что такое ВИЧ и СПИД, как протекает заболевание, какими путями передаётся вирус и каковы меры профилактики.

Развивающая:

Продолжить формирование УУД: наблюдение, анализ, сравнение, работа с текстом, умение делать выводы и для сотрудничества.

Воспитательные:

Создать условия для формирования у учащихся активной гражданской позиции, потребности к здоровому образу жизни, толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным людям

Принципы отбора материала:

Актуальность,

Доступность,

Научность,

Постепенность и последовательность,

Интеграция областей науки (биология, ОБЖ, физическая культура)

Принципы организации образовательной деятельности:

Компетентностный подход,

Деятельностный подход,

Исследование.

Прогнозируемые результаты:

Личностные результаты: осознание учащимися ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих; необходимости активной гражданской позиции каждого человека в обществе.

Метапредметные результаты : владение учащимися умениями структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы.

Предметные результаты: понимание связи ВИЧ и СПИД, способов заражения и переноса инфекции; меры профилактики и просвещения населения.

Тип урока – урок комплексного применения знаний и умений.

Приёмы обучения: презентация, кинофрагменты, работа с карточками, обработка информации, ведение беседы, самостоятельная познавательная деятельность.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа

Оборудование к уроку: компьютер, Интернет, (если Интернета нет, то карточки с текстами), буклеты, учебники.

Технологии , используемые на уроке: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), ТРКМ (технология развития критического мышления), обучение на основе учебных ситуаций, уровневая дифференциация.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1.А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш, Биология: 8 класс/ учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; Издание 3-е переработанное.; М., Вентана-Граф, 2010

2.Н.Е. Ерохова, В.Ю. Климович, «Знания сила СПИД победила», М.: Центр Планетариум, 2005

3.Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс/ под ред. С.В. Вангородского. – М.: Просвещение, 2010

4. www .ru .wikipedia .org ,

5. www .youtube .com

Ход урока

Этапы урока.

Время.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организацион-ный момент.

2 мин

Приветствие детей.

Учитель зачитывает притчу «Всё в твоих руках» (см. приложение 1)

Сегодня наш урок посвящён изучению болезни СПИД.

Мотивация учащихся к деятельности.

Дети обсуждают притчу.

Записывают в тетради число и тему урока.

Актуализация

3 мин

Игра «верю» - «не верю»

Презентация: на слайдах предлагаются 5 утверждений о ВИЧ и СПИДе.

(см. приложение «Презентация о СПИДе и ВИЧ»)

Учащиеся соглашаются или не соглашаются с предлагаемыми утверждениями.

На данном этапе учащиеся совершенствуют умения сравнивать, анализировать, строить предположения.

Целеполагание

5 мин

Ответьте на вопросы о ВИЧ и СПИД:

Предлагается заполнить два первых столбца таблицы: знаю – хочу узнать – узнал. Учащиеся заполняют столбцы «знаю» и «хочу узнать», затем озвучивают свои записи.

(см. презентация, слайд 17)

Учащиеся формулируют и записывают предложения в таблице. Совместно формулируется цель урока: познакомиться с понятиями ВИЧ и СПИД, этапами протекания болезни, путями передачи вируса и методами профилактики.

На данном этапе учащиеся совершенствуют умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу.

Изучение нового материала.

20 мин

Учащиеся разделены на три группы. Каждой группе выдаются задания: «Найти в Интернете следующую информацию:

1.Определение ВИЧ и СПИД. (1 группа)

2.Протекание болезни, этапы и симптомы. (2 группа)

3.Пути передачи инфекции. (3 группа)

Если нет Интернета, то учащимся выдаются тексты (см. приложения 2, 3, 4)

Каждая группа должна подготовить краткое сообщение (или схему, график и т.д.) по своей теме.

После каждого выступления показ видеоролика.

1 группа (см. приложение видеоролик «ВИЧ и СПИД»)

2 группа (см. приложение видеоролик «Стадии болезни»)

3 группа (см. приложение видеоролик «Пути передачи ВИЧ»)

После выступления каждой группы, учащиеся делают записи в тетради.

1) ВИЧ – В ирус И ммунодефицита Ч еловека. ВИЧ-инфекция - вирусное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека. Последней стадией заболевания является СПИД . СПИД – С индром П риобретённого И ммуно Д ефицита.

2) Стадии заболевания:

Период окна – от 2х недель до 6 месяцев.

Продромальный период – до 1 месяца.

Латентный период – 5-10 лет.

ПреСПИД – 1-2 года.

СПИД – 1-2 года, смерть.

3) Пути передачи вируса:

Кровь-кровь,

Половым путём,

От матери ребёнку.

Учащиеся совершенствуют умение извлекать необходимую информацию, отбирать, сопоставлять, делать выводы.

Первичное закрепление

10 мин

Учащимся выдаются карточки, на которых написаны различные жизненные ситуации. (см. приложение 5). И четыре большие карточки разного цвета:

Красного (надпись на карточке «Высокий риск»)

Жёлтого (надпись на карточке «Низкий риск»)

Зелёного (надпись на карточке «Нет риска»)

Белого (надпись на карточке «Сомневаюсь»)

Учащиеся раскладывают карточки с ситуациями на большие карточки. По истечении времени обосновывают свой выбор.

Учащиеся совершенствуют умение сопоставлять, делать выводы. Производится первичное закрепление материала

Рефлексия.

4 мин

Заполнение столбца таблицы «Что узнал?»

Учащиеся заполняют столбец «Что узнал?».

Затем комментируют свои ответы.Учитель обсуждает с учащимися, что понравилось на уроке, какие новые знания получили, что удивило, что было полезно.

Учащимся необходимо проанализировать урок с т.з. личностных результатов, полученных в ходе него.

Домашнее задание.

1 мин

Подберите вырезки из газет посвященные проблеме ВИЧ/СПИДа Составить синквейн на тему СПИД Правила написания синквейна: В синквейне 5 строк: 1. понятие (одно слово) 2. прилагательные (два слова) 3. глаголы (три слова) 4. предложение (из четырех слов) 5. существительное (одно слово) Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Приложение 1

Притча «Всё в твоих руках»

В селении пронесся слух о том, что появился мудрец, который может ответить па любые вопросы. И тогда один молодой человек подумал: «Дай-ка я перехитрю мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму ее между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу, жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет, что жива, я сожму ладони покрепче и покажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони - и бабочка улетит». Как подумал, так и сделал. Пошел он в поле, поймал бабочку и принес ее к мудрецу: «Вот, мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва». Посмотрел мудрец внимательно на юношу и сказал: Всё в твоих руках!

Приложение 2 (Википедия, информация с сайта)

ВИЧ, как полагают, возник у обезьян в Африке южнее Сахары и был передан людям в конце XIX или начале XX века. Первая научная статья, которая признала особенности оппортунистических (условно-патогенных) инфекций, иллюстрирующих СПИД, была опубликована в 1981 году.

Попадая в организм человека, ВИЧ заражает CD4+ лимфоциты , макрофаги и некоторые другие типы клеток. Проникнув в клетки указанных типов, вирус начинает активно в них размножаться. Это в конечном счёте приводит к разрушению и гибели зараженных клеток. Присутствие ВИЧ со временем вызывает нарушение иммунной системы из-за избирательного уничтожения им иммунокомпетентных клеток и подавления их субпопуляции. Вышедшие из клетки вирусы внедряются в новые, и цикл повторяется. Постепенно число CD4+ лимфоцитов снижается настолько, что организм уже не может противостоять возбудителям оппортунистических инфекций , которые не опасны или мало опасны для здоровых людей с нормально функционирующей иммунной системой.

ВИЧ-инфекция - вирусное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека. Последней стадией заболевания является СПИД .

Период от инфицирования вирусом иммунодефицита человека до развития СПИД длится в среднем 9 - 11 лет. Статистические данные многочисленных исследований, проведённых в различных странах за период времени более двух десятилетий, подтверждают это заключение. Эти цифры справедливы лишь для случаев, когда ВИЧ-инфекция не подвергается никакой терапии.

Группы риска

Группы повышенного риска :

    лица, употребляющие инъекционные наркотики, использующие общую посуду для приготовления наркотика (распространение вируса через иглу шприца и общую посуду для растворов наркотиков ); а также их половые партнёры.

    лица (независимо от сексуальной ориентации), практикующие незащищённый секс ; лица, сознательно избегающие использования презервативов, несмотря на свою осведомлённость о возможности заражения ВИЧ; небольшую долю составляют лица, целенаправленно стремящиеся заразиться ВИЧ и выбирающие в качестве партнёров для секса ВИЧ-позитивных или потенциально позитивных индивидуумов,

    лица, которым сделали переливание непроверенной донорской крови ;

    врачи;

    больные другими венерическими заболеваниями;

    И их клиенты

Приложение 3

Стадии инфекционного процесса

Общая продолжительность составляет в среднем 10 лет. В течение всего этого времени наблюдается постоянное снижение количества лимфоцитов в крови пациента, что в конечном итоге становится причиной смерти.

Период окна (период сероконверсии - до появления детектируемых антител к ВИЧ) - от 2-х недель до 1 года (у людей с ослабленным иммунитетом от 2-х недель до 6 месяцев).

Продромальный период - стадия первичного инфицирования, до 1 месяца. Клинические проявления: субфебрильная температура , крапивница , стоматит , воспаление лимфатических узлов - они становятся увеличенными, мягкими и болезненными (проходит под маской инфекционного мононуклеоза ). Максимальная концентрация вируса, антител появляется только в самом конце продромального периода.

Латентный период - 5-10 лет, единственное проявление - стойкое увеличение лимфатических узлов (плотные, безболезненные) - лимфоаденопатия .

ПреСПИД - продолжительность 1-2 года - начало угнетения клеточного иммунитета. Часто рецидивирующий герпес - долго не заживающие изъязвления слизистой рта, половых органов, стоматит . Лейкоплакия языка (разрастание сосочкового слоя - «волокнистый язык»). Кандидоз - слизистой рта, половых органов.

Терминальная стадия - СПИД - 1-2 года.

Генерализация оппортунистических инфекций и опухолей:

    заболевание туберкулёзом (в том числе и птичьим)

    сальмонеллы - переход в генерализованную форму, энцефалит , менингит .

    Legionella pneumophila

    все вирусы гриппа , вирус простого герпеса .

    простейшие - криптоспоридии , токсоплазма (менингоэнцефалит с летальным исходом)

    грибы - кандида , гистоплазма , криптококк , плесневые грибы.

    злокачественные опухоли .

    саркома Капоши .

    лимфомы .

    пневмоцистная пневмония

Приложение 4 (Википедия, информация с сайта)

ВИЧ-инфекция в основном передаётся половым путём, а также вертикально от матери к ребёнку.
Источником инфекции является только больной человек.

Пути передачи ВИЧ-инфекции

    Половой - риск заражения ВИЧ через полость, имеющую язвочки, механические повреждения или воспалённую слизистую оболочку);

    Инъекционный и инструментальный - при использовании загрязнённых вирусом шприцев , игл, катетеров и т. п. - особенно актуальный и проблематичный в среде лиц, употребляющих инъекционные наркотики (наркомания ). Вероятность передачи ВИЧ при использовании общих игл составляет 67 случаев на 10000 инъекций. Этот путь передачи обусловил повсеместное распространение одноразовых шприцев во второй половине XX века.

    Гемотрансфузионный (после переливания инфицированной крови или её компонентов - плазмы , тромбоцитарной , лейкоцитарной или эритроцитарной массы, концентратов крови, факторов свёртывания крови );

    Перинатальный (антенатальный, трансплацентарный - от инфицированной матери; интранатальный - при прохождении ребёнка по инфицированным родовым путям матери);

    Трансплантационный (пересадка инфицированных органов, костного мозга );

    Молочный (заражение ребёнка инфицированным молоком матери);

    Профессиональный и бытовой - заражение через повреждённые кожные покровы и слизистые оболочки людей, контактирующих с кровью или некоторыми секретами (слизью из влагалища , грудным молоком, отделяемым из ран, цереброспинальной жидкостью , содержимым

Интегрированный урок по физической культуре и ОБЖ в 6в классе.

Учитель ФК Соколова Н.Б.

Задачи урока:

1.Развитие мышления, умения оценивать свои возможности и способность противостоять трудностям;

2.Совершеннствование техники владения баскетбольным мячом (ведения, передачи, броски);

3.Развитие ловкости, скоростно – силовых качеств;

4.Воспитание внимательности, дисциплинированности, активности.

Инвентарь:

1.Баскетбольные мячи;

3.Гимнастические скамейки;

5.Теннисные мячи;

Подготовительная часть:

1.Построение, сообщение задач урока;

2.Бег с ведением мяча (поочередно правой, левой рукой)

3.Бег приставными шагами с ведением по диагонали

4.Ускорение с ведением по диагонали

5.Перестроение в колонны по четыре

5.ОРУ с мячами на месте

Основная часть:

Класс делится на 2 команды – «Робинзоны» и «Экстремалы», все практические задания выполняются в виде эстафет, результаты записываются в таблицу (приложение №1). Теоретические задания выполняются всей командой, стоя у стола. На карточках, методом тестирования (приложения №2)

Как вы знаете, природа не любит слабых, у нее есть один закон – естественный отбор. Поэтому вам предстоит доказать, что вы сильные, ловкие, быстрые.

1.Эстафета – бег до середины приставными правым боком, от середины до левым, назад до середины бег спиной вперед, от середины лицом.

Итак, команды разделились, каждая из них оказалась в незнакомом лесу одна. Какие виды автономного существования вы знаете? (вынужденное и подготовленное). А какие причины вынужденного автономного существования в природных условиях могут быть? Посовещайтесь, и ответьте на вопросы карточки №1.

Итак, сейчас мы вспомним основной прием игры в баскетбол – ведение. Побеждает команда, раньше закончившая эстафеты.

2.Ведение баскетбольного мяча до фишки правой рукой, обратно – левой

3.Ведение змейкой (обвести кегли)

Для того чтобы приготовить пищу. Согреться в холодное время, каждой команде необходимо собрать дров для костра. Сейчас вы продемонстрируйте ведение мяча с одновременным переносом кеглей из одного обруча в другой. Кегли у нас будут имитировать поленья для костра. Какая команда соберет свой костер быстрее?

4.Ведение баскетбольного мяча с предметом в руке;

перед каждой командой на расстоянии 2м лежит обруч, в котором рассыпаны кегли по числу участников. На расстоянии 7м лежит второй обруч. Каждому участнику необходимо вести мяч, взять кеглю, перенести ее во второй обруч. Баскетбольный мяч нельзя брать в руки.

Команды справились с заданием, а теперь посмотрим, знаете ли вы виды костров, и на каком можно быстро вскипятить воду. (карточка №2)

Молодцы, вы справились и с этим заданием. Для того чтобы не остаться голодными, все вы должны быть меткими стрелками. Сейчас мы посоревнуемся в точности и меткости бросков баскетбольного мяча. Напоминаю, броски выполняются двумя руками, ноги включаются в работу одновременно с выпрямлением рук. Кисти после броска должны быть расслабленными и смотреть вниз. Каждая команда подходит к кольцу и после сигнала начинают поочередно выполнять броски в кольцо. Подсчет попаданий ведется каждой командой самостоятельно.

5.Броски в баскетбольного мяча в кольцо в течении 1 минуты.

Вы продемонстрировали хорошую точность, значит голодными вы не останетесь. Но для того чтобы выжить, необходима не только еда, но и вода. Что нужно сделать с водой, чтобы ее можно было пить, если рядом ручей, озеро или яма? (карточка №3 – вода при автономном выживании)

Как правило, при автономном выживании на поиск пищи, воды, на разведку местности отправляют членов группы парами. Сейчас, мы и посмотрим на слаженность действий каждой команды. Вам предлагается выполнять передачи мяча в движении в одну сторону от груди, с – с отскоком мяча об пол.

6.Передачи баскетбольного мяча в парах от груди и с отскоком об пол.

А теперь каждая команда отсортирует съедобные грибы и ягоды, чтобы выжить, надо знать, что можно собирать в лесу. Подходите к своим столам и начинайте работать. (карточка №4)

За время нахождения команд в экстремальной ситуации вы, научились понимать друг друга с полуслова, сейчас мы посмотрим, как вы стоя в колонну, друг за другом сможете быстро и правильно передавать баскетбольный мяч. Мяч передается волной: вверх, вниз.

7.Передачи баскетбольного мяча на месте, стоя в колонне.

Заключительная часть.

- Подведение итогов теоретической части урока. Команды обмениваются карточками. Проверяют правильность выполнения заданий, подсчитывают набранные баллы (правильный ответ 1 балл)

- Подведение итогов практической части урока, определяется лучшая команда.

- Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание.

Приложение №1.

Название эстафет

Робинзоны

Экстремалы

Эстафета без мяча

Ведение по прямой

Ведение «змейкой»

Ведение б/б мяча с предметом в руках

Броски б/ мяча в кольцо (1мин)

Передачи в парах в движении

Передачи б/б мяча в колонне

Карточка №1. Выберите правильные ответы:

Причинами вынужденного автономного существования в природных условиях являются:

А)выпадение осадков

Б)авария транспортных средств (автомашин, самолетов, речного и морского транспорта)

В) потеря части продуктов питания

Г)потеря компаса

Д)потеря группы в результате отставания или несвоевременного выхода к месту сбора

Е)несвоевременная регистрация группы перед выходом на маршрут

Ж)потеря ориентировки на местности

З)резкое понижение температуры воздуха.

Карточка № 2. Виды костров. Выберите правильный ответ.

А) на каком костре можно вскипятить воду?

1. «нодья» 2. «таежный»

3. «колодец» 4. «шалаш»

Б)Назовите, какие из указанных ниже костров относятся к жаровым:

1. «шалаш» 2. «звездный»

3. «таежный» 4. «решетка»

Карточка №3. Вода при автономном выживании

А) Потребность человека в воде при умеренных физических нагрузках в сутки составляет:

1. более 2 литров 2. 1,2 литра

3. 1,5 – 2 литра 4. До 2 литров

Б) Укажите самый простой способ обеззараживания воды в полевых условиях из предложенных ниже;

1. очистка через фильтр из песка и материи

2. очистка через фильтр из песка, ваты и материи

3. кипячения воды

4. добавления в воду марганцовки

Карточка №4. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды.

Отметьте съедобные грибы и ягоды (плюсом), а несъедобные (минусом)

Брусника

Боярышник

Барбарис

Крыжовник

Земляника

Масленок

Белый гриб

Подосиновик

Подберезовик

Сатанинский гриб

Ложный опенок

Бледная поганка

Правильные ответы:

Задание №1. Б,Д,Ж.

Задание №2.

Б) 2, 3

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
История школы - История - Джиу-Джитсу История школы - История - Джиу-Джитсу Экстракт гарцинии камбоджийской для похудения в капсулах и таблетках Экстракт гарцинии камбоджийской для похудения в капсулах и таблетках Средства лечения при повреждении мышц, связок и сухожилий Средства лечения при повреждении мышц, связок и сухожилий