Маори - людоеды. Кто такие маори? Традиционное жилище маори

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

  • Читать: Куру-куру или хохочущая смерть - болезнь людоедов
  • Читать дальше: Людоеды-маори
  • На протяжении веков народ, о котором мы будем сейчас говорить, был одним из самых, не побоимся этого слова, зловещих на земле. Его утончённая жестокость сочеталась с большим коварством, хладнокровием и храбростью. Его регрессивное развитие шло не по пути австралийских аборигенов, превратившихся в неорганизованное людское стадо. Регрессия этого народа тоже шла по пути превращения человека в животное, но животное хищное, агрессивное. Народ, о котором мы будем говорить - это маори, аборигены Новой Зеландии.

    В отличии от других уголков нашей планеты, эта земля оставалась незаселённой вплоть до X в. х. э. Именно благодаря этому она сегодня и сохранила намного лучше, чем другие районы мира, первозданную природу, в нетронутом виде, созданную Богом и не испорченную деятельностью человека. Недаром путешественники всех веков говорили об этой земле, как одном из чудеснейших уголков мира.

    Открытие Новой Зеландии связывается с именем рыбака Купе в острова Гаваики (это, вероятно, остров Раиатеа, к северо-западу от Таити), который как-то раз, во время ловли кальмаров, очутился далеко к югу от родного острова, пока не увидел земли с высокими берегами, окутанной туманом. Возвратившись домой, он рассказал соплеменникам о своём открытии, и вскоре часть из них во время шторма была отнесена к этой земле, которая им очень понравилась и они остались там. С тех пор прошло чуть более ста лет, пока новые лодки не подплыли к острову. Легенды повествуют, что причиной этого стала потеря неким человеком по имени Тои своего внука Уатонга, которого отнесло ветром во время лодочных гонок. После долгих приключений дед с внуком, наконец, встретились в Новой Зеландии. Там эта небольшая группа, не имевшая женщин, встретилась и вступила в контакт с поселенцами, предки которых прибыли сюда в X веке, образовав единый народ.

    Третья волна переселения относится к XIV веку, даже порой называется и точный год - 1335. Причиной этого стали межплеменные войны на Гаваике, в результате которых часть населения должна была покинуть родину в поисках новой земли, которой и стала Новая Зеландия, известная на Гаваике ещё со времён Купе. Прибыв на остров, новые пришельцы были поражены его красотой. Они поделили между собой его земли и поселились друг от друга на некотором расстоянии, чтобы избежать возможных раздоров, вынудивших их покинуть родину. Земля была поделена между семью вождями, прибывшими на отдельных ладьях. Они вступили в вооружённое столкновение с потомками Тои, подчинив их в конце концов своей власти, а затем и ассимилировав их .

    Современная этнография говорит, что маори (полинезийцы) представляли собой переходную расу, вобравшую в себя черты различных рас. “Своеобразие полинезийцев не выражается в какой-то преимущественно развитой особенности, выделяющей их из череды других расовых типов, или развитой несравненно сильнее или слабее, чем в других случаях. Своеобразие это заключается в исключительном сочетании признаков, маркирующих другие расы, даже основные, что затрудняет сближение полинезийцев по антропологическим признакам с представителями даже основных расовых ветвей. От европеоидов даже в южном средиземноморском варианте их отличает более тёмная пигментация и слабое развитие волосяного покрова, от негроидов, наоборот, - более светлая пигментация, большее выступание носа, крупные размеры лица, от австралоидов - более светлая пигментация, от монголоидов - сравнительно сильное по монгольскому масштабу выступление носа; от американоидов - волнистоволосатость” . Безусловно на эти особенности оказало влияние длительное и изолированное пребывание на островах. Однако всё же в формировании полинезийцев главную роль сыграл австралоидный и монголоидный компоненты.

    По языку полинезийцы (и их составляющая маори) входят в австронезийскую (старое название малайско-полинезийскую) семью языков. На этих языках говорят в Микронезии, Меланезии, Полинезии, Мадагаскаре (!), часть племён на острове Тайвань и во Вьетнаме (язык чаи). Так же японский язык весьма близок в фонетическом аспекте к полинезийскому (!). Кстати, первыми пришли на Японский архипелаг австронезийцы . Сегодня родиной австронезийцев считается Индокитай, откуда они попали в Индонезию, а затем уже расселялись по островам Тихого океана от Японии до Новой Зеландии . Итак, подведём общие итоги происхождения маори (полинезийцев). В основе своей они вели своё происхождение, безусловно, от Хама (что подтверждается и схожестью групп языков народов хамитского происхождения) давшего начала негроидной и монголоидной расе. Однако, первоначальная родина (Индокитай) находилась вблизи земель потомков Иафета в Индии, где могли с ними частично смешаться, откуда и не совсем типичный для негроидов внешний вид полинезийцев.

    Первых же поселенцев Новой Зеландии (первые две волны) относят к типичным негроидам . Так что по своему внешнему виду, языку, родственным и культурным связям маори были потомками Хама. Став полноправными хозяевами острова, переселенцы третьей волны не создали единого государства. Их образование представляло собой некую конфедерацию, состоящую из семи (затем пяти) основных племенных групп (“вака”). Они, в свою очередь, делились на более мелкие ячейки иви, а те - на кланы (хапуу). Каждый клан хапуу имел своего вождя и занимал отдельную деревню, точнее, крепость (па). Свои крепости новозеландцы строили на неприступных, хорошо защищённых природой местах. Па обносилась, как правило, тремя поясами укреплений; образованных двумя рядами многометрового частокола и оградой из ивы с бойницами. Во многих па были также и рвы. Вершины кольев “украшали” головы врагов, из которых предварительно выскабливался мозг, снимались кожные покровы, носы укреплялись маленькими дощечками, а рты и веки сшивались. Затем такую голову коптили в продолжении тридцати часов, что обеспечивало ей длительное сохранение на кольях частокола, для внушения трепета и уважения врагов.

    Маори

    Маори — коренной народ, основное население Новой Зеландии до прибытия европейцев. Число маори в Новой Зеландии составляет более 526 тыс. чел., примерно по 10 тыс. чел. живут в Австралии и в США. На языке маори слово maori обозначает «нормальные», «естественные» или «обычные». В легендах, устных преданиях слово маори отличало людей от божества и духа. Мараи маори — помещения для общего сбора племени.

    Ранее европейские переселенцы островов Новой Зеландии упоминали аборигенов как «индусы», «аборигены», «местные» или «новозеландцы». Маори оставался самоназванием маори для самоидентификации. В 1947 году правительство Новой Зеландии переименовало Министерство по делам аборигенов в Министерство по делам маори.

    Люди заселили Новую Зеландию после заселения почти всех пригодных для проживания мест на планете. Археологические и лингвистические исследования предполагают, что несколько волн переселения прибыли из Восточной Полинезии в Новую Зеландию между 800 и 1300 годом нашей эры.

    Маори были воинственны и независимы. Несколько страниц из истории показывают их характер. В 1642 году Новую Зеландию открыл Абель Тасман, голландец. Спустя более века её заново открыл Джеймс Кук. Оба спровоцировали кровавые стычки. В 1762 году французский капитан Сюрвиль, остановившийся у берегов Новой Зеландии, за украденный ялик сжёг целую деревню маори. Через три года здесь побывал капитан Дюфрен. Он и 16 его матросов были убиты в отместку за деяние Сюрвиля. Преемник Дюфрена сжёг три деревни маори и убил более ста мирных жителей. Эти факты навсегда восстановили маори против пришельцев из-за океана.

    Новой Зеландией эти острова назвал Абель Тасман. Сами маори называют свою страну «Ао Теа Роа» (Белое Длинное Облако). Северный остров — Те ика а Мауи (Рыба Мауи), Южный — Те Вака а Мауи (Лодка Мауи).

    В начале XIX века китобои стали посещать острова, у маори появилось огнестрельное оружие, начались междоусобные войны. Для «наведения порядка» туда пришли англичане, начались «Маорийские войны» (наиболее известна Война за флагшток 1845—1846 гг.). В итоге англичане, одержав верх, захватили Новую Зеландию.

    Потребность в огнестрельном оружии побуждало племена маори к совершению многочисленных рейдов на своих соседей с целью получения мокомокаи. Кроме того, местные жители прибегали к татуированию рабов и пленных, головы которых затем обменивали на оружие. Пик торговли головами относился к 1820—1831 годУ. В 1831 году губернатор Нового Южного Уэльса объявил запрет на торговлю головами за пределами Новой Зеландии, а в течение 1830-х годов потребность в огнестрельном оружии на островах в связи с насыщением рынка снизилась.

    К 1840 году, когда был заключён Договор Вайтанги, а Новая Зеландия стала британской колонией, экспортная продажа мокомокаи фактически прекратилась. Одновременно среди самих маори начала угасать традиция мокомокаи, хотя незначительная торговля головами продолжалась ещё несколько лет.

    Ремесла — ткачество, плетение, строительство лодок, резьба по дереву. Лодки имели 1 или 2 корпуса. Резьба по дереву заслуживает особого внимания, здесь она была развита на высоком уровне. Новая Зеландия была богата деревьями, было из чего вырезать. Резьба маори сложна и виртуозна. Основной элемент орнамента — спираль, но он имел массу вариантов. Анимистических мотивов не было, главные фигуры в сюжетах — человекоподобные. Это легендарные предки или божество «тики». Резьбой были украшены дома, в первую очередь общинные, нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги и почти все предметы быта. Кроме этого, маори вырезали статуи предков. Обычно такая статуя стояла в каждой деревне.

    Традиционное поселение (па) было укреплено деревянной оградой и рвом. Дома (фаре) строили из брёвен и досок, в отличие от остальных полинезийцев. Фасад всегда смотрел на восток. Крыша соломенная. Использовались также толстые пласты соломы для стен. Пол опускался ниже уровня земли, это необходимо было для утепления. Климат Новой Зеландии холоднее, чем на Гавайях или Таити. По этой же причине отличалась от общеполинезийской одежда маори. Они делали плащи и накидки, женщины носили длинные, до колен, юбки. Материал изготовляли из новозеландского льна, в ткань вплетали собачьи шкурки и птичьи перья.


    Традиционное жилище маори

    Кроме жилых домов в поселениях были общинные дома (фаре-рунанга), дома развлечений (фаре-тапере), дома знаний (фаре-кура). В них опытные мастера, жрецы, художники обучали молодежь.

    Главным орудием в сельском хозяйстве была палка-копалка. Виды оружия — шест, нечто среднее между копьем и палицей (таиаха), копье (кокири), дротик (хуата). Использовалась своеобразная палица (мере) — камень на веревке. В охоте использовали силки. Инструментом для резьбы по дереву и для других процедур (также и для татуировки) был резец из нефрита или жадеита. Из нефрита делали палицы (мере). Природа дала маори то, чего нет в других частях Полинезии.

    Прежде был распространен каннибализм. Съедали обычно пленных. Существовала вера в то, что сила съеденного врага переходит к тому, кто его съедает. Другой значительной традицией является татуировка, она показывала общественный ранг. В то же время это была инициация — проверка на выносливость, так как процедура болезненная.


    Вождь маори с татуировкой та-моко на лице

    Татуировки на лице были традиционным элементом маорийской культуры вплоть до середины XIX века, когда эта традиция постепенно начала исчезать. В доевропейском маорийском обществе они отражали высокий социальный статус носителя. Традиционно только у мужчин лицо подвергалось полному татуированию, хотя у некоторых высокопоставленных женщин татуировки делались на их губах и подбородке.

    Каждая татуировка была уникальной в своём роде и содержала в себе информацию о ранге, племени, происхождении, профессии и подвигах человека. Как правило, изготовление татуировки было не дешёвым увлечением, поэтому её могли позволить себе только вожди или отличившиеся воины. Более того, само искусство татуировки, как и лица, их делавшие, считались тапу (tapu), то есть почитались как нечто священное, требовавшее соблюдение особого протокола.

    Когда умирал человек, на лице которого имелись татуировки та-моко, ему обычно отрезали голову для её сохранения. Для этого удалялись мозг и глаза, а все имевшиеся отверстия закладывались или льняным волокном, или резиной. После этого голову варили или держали на пару в специальной печи, а затем коптили на открытом огне и сушили на солнце в течение нескольких дней. Впоследствии голова обрабатывалась жиром печени акулы. Эти высушенные головы, или мокомокаи, хранились семьёй хозяина в резных коробках и вытаскивались только во время священных церемоний.

    Сохранению также подвергались головы враждебных вождей, которых убили во время сражения. Эти мокомокаи, считавшиеся военным трофеем, выставлялись напоказ на мараэ. Кроме того, они играли важную роль во время ведения переговоров между воюющими племенами: возврат и обмен мокомокаи был обязательным условием установления мира.



    Маорийская резьба по дереву

    Общество было устроено так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почетом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» называли также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1—2 дома.

    В целом культура маори отличается от культуры других полинезийцев. Причина этому — другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и свое, самобытное наследие.

    Популярны мифологические, этногенетические, генеалогические легенды, предания о переселении племен. Маори почитают общеполинезийских богов, Тангароа, Тане, Ту, Ронго. У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Возможно, этот культ был создан в поздние времена, в противовес проникающему сюда христианству, а возможно существовал и ранее. Кроме богов пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки (тупуна). В настоящее время существует синкретическая секта — паи-марира.

    Флаг маори, предложенный в 1998 г.

    Основные понятия: атуа — бог или дух вообще, мана — магическая сила, понатури — демон, дух, обитающий в океане, кехуа — призрак, копуваи — чудовище с человеческим телом и головой собаки, и др. Тики — «полинезийский Адам», Хина — «полинезийская Ева». Мауи — культурный герой.

    :
    586 000 (2001)
    635 100 (2005)
    :
    72 956 (2001)
    :
    ~8,000 (до 2000-го)
    США
    ~3,500 (2000)
    :
    1,305 (2001)
    Другие страны
    ~8,000 (до 2000-го)

    Язык Религия Родственные народы

    Самоназвание

    На языке маори слово māori обозначает «нормальные », «естественные» или «обычные ». В легендах, устных преданиях слово маори отличало людей от божества и духа.

    Ранее европейские переселенцы островов Новой Зеландии упоминали аборигенов как «индусы », «аборигены », «местные » или «новозеландцы ». Маори оставался самоназванием маори для самоидентификации. В 1947 году правительство Новой Зеландии переименовало Министерство по делам аборигенов в Министерство по делам маори.

    История

    Люди заселили Новую Зеландию после заселения почти всех пригодных для проживания мест на планете. Археологические и лингвистические исследования предполагают, что несколько волн переселения прибыли из Восточной Полинезии в Новую Зеландию между и 1300 годом нашей эры.

    У маори существует легенда о том, как они прибыли сюда на 7 каноэ со своей прародины, Гаваики. Это общая прародина всех полинезийцев (по более современной версии, первоначально, Ява), но на пути своего следования мореплаватели могли давать это имя и другим островам, например, Гавайи , Савайи , Хива . По названиям каноэ получили свои названия и племена: Арава, Аотева, Мататуа, Таинуио, Курахаупо, Токомару, Такитуму. Каждое из племен селилось со своим вождём на строго определённой территории. Предания сохранили не только названия лодок, но и имена вождей и рулевых.

    Маори были воинственны и независимы. Несколько страниц из истории показывают их характер. В 1642 году Новую Зеландию открыл Абель Тасман , голландец. Спустя более века её заново открыл Джеймс Кук . Оба спровоцировали кровавые стычки. В 1762 году французский капитан Сюрвиль, остановившийся у берегов Новой Зеландии, за украденный ялик сжёг целую деревню маори. Через три года здесь побывал капитан Дюфрен. Он и 16 его матросов были убиты в отместку за деяние Сюрвиля. Преемник Дюфрена сжёг три деревни маори и убил более ста мирных жителей. Эти факты навсегда восстановили маори против пришельцев из-за океана.

    Новой Зеландией эти острова назвал Абель Тасман. Сами маори называют свою страну «Ао Теа Роа »(Белое Длинное Облако). Северный остров - Те ика а Мауи (Рыба Мауи), Южный - Те Вака а Мауи (Лодка Мауи).

    Жилье Маори

    Язык

    Ремесла - ткачество, плетение, строительство лодок, резьба по дереву. Лодки имели 1 или 2 корпуса. Резьба по дереву заслуживает особого внимания, здесь она была развита на высоком уровне. Новая Зеландия была богата деревьями, было из чего вырезать. Резьба маори сложна и виртуозна. Основной элемент орнамента - спираль, но он имел массу вариантов. Анимистических мотивов не было, главные фигуры в сюжетах - человекоподобные. Это легендарные предки или божество «тики». Резьбой были украшены дома, в первую очередь общинные, нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги, и почти все предметы быта. Кроме этого, маори вырезали статуи предков. Обычно такая статуя стояла в каждой деревне.

    Традиционное поселение (па) было укреплено деревянной оградой и рвом. Дома (фаре) строили из брёвен и досок, в отличие от остальных полинезийцев. Фасад всегда смотрел на восток. Крыша соломенная. Использовались также толстые пласты соломы для стен. Пол опускался ниже уровня земли, это необходимо было для утепления. Климат Новой Зеландии холоднее, чем на Гавайях или Таити . По этой же причине отличалась от общеполинезийской одежда маори. Они делали плащи и накидки, женщины носили длинные, до колен, юбки. Материал изготовляли из новозеландского льна , в ткань вплетали собачьи шкурки и птичьи перья.

    Кроме жилых домов в поселениях были общинные дома (фаре-рунанга), дома развлечений (фаре-тапере), дома знаний (фаре-кура). В них опытные мастера, жрецы, художники обучали молодежь.

    Главным орудием в сельском хозяйстве была палка-копалка. Виды оружия - шест, нечто среднее между копьем и палицей (таиаха), копье (кокири), дротик (хуата). Использовалась своеобразная палица (мере) - камень на веревке. В охоте использовали силки. Инструментом для резьбы по дереву и для других процедур (также и для татуировки) был резец из нефрита или жадеита . Из нефрита делали палицы (мере). Природа дала маори то, чего нет в других частях Полинезии.

    Прежде был распространен каннибализм . Съедали обычно пленных. Существовала вера в то, что сила съеденного врага переходит к тому, кто его съедает. Другой значительной традицией является татуировка, она показывала общественный ранг. В то же время это была инициация - проверка на выносливость, так как процедура болезненная.

    Фотографии представителей народа маори

    Социальные отношения

    Общество было устроено так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почетом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» называли также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1-2 дома.

    Духовная культура

    В целом культура маори отличается от культуры других полинезийцев. Причина этому - другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и свое, самобытное наследие.

    Популярны мифологические, этногенетические, генеалогические легенды, предания о переселении племен. Маори почитают общеполинезийских богов, Тангароа , Тане , Ту , Ронго. У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Возможно, этот культ был создан в поздние времена, в противовес проникающему сюда христианству, а возможно существовал и ранее. Кроме богов пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки (тупуна). В настоящее время существует синкретическая секта - паи-марира.

    Основные понятия: атуа - бог или дух вообще, мана - магическая сила, понатури - демон , дух , обитающий в океане, кехуа - призрак, копуваи - чудовище с человеческим телом и головой собаки, и др. Тики - «полинезийский Адам», Хина - «полинезийская Ева». Мауи - культурный герой.

    Распространены песни и танцы. Два собственных местных танца - хака (мужской) и пои(женский), родичи гавайской хулы. Аккомпанировали на флейте (коауау).

    Примечания

    См. также

    Ссылки

    • culture.co.nz (англ.) - важные сайты, посвящённые Маори.
    • Maori Culture and Traditions (англ.) - сайт о Маори.

    Литература

    • Народы и религии мира, под ред. В. А. Тишкова, М., 1998.
    • Сказки и легенды маори, из собрания А.Рида, М., 1981.
    • A.W. Reed. Myths and legends of Maoriland. Wellington, 1961.
    • A.W. Reed. Maori legends. Wellington, 1972.
    • Те Ранги Хироа . Мореплаватели солнечного восхода, М., 1959
    • Языки и диалекты мира, под ред. В. Н. Ярцевой, М., 1982.

    Новая Зеландия - одна из бывших колоний, где отношения между белыми англосаксами (так называемыми пакеха) и коренным населением относительно спокойные. По крайней мере, коренные жители - маори - живут там лучше, чем аборигены в соседней Австралии.

    Однако словосочетание «маорийская проблема» известно любому новозеландцу. Впрочем, у самого коренного меньшинства существует альтернативная точка зрения на этот вопрос: они считают, что это в большей степени проблема белого большинства.

    Конфликт вокруг индийско-китайской границы имеет давнюю историю. Его корни уходят в 50-е годы прошлого века. Тогда после десятилетнего периода добрососедства и сотрудничества между Индией, получившей независимость в 1947 году, и КНР, появившейся на политической карте мира двумя годами позднее, стороны оказались перед перспективой большой войны. Причиной тому послужили события в Тибете в 1959 году, когда Пекин подавил выступления тибетских буддистов и тысячи беженцев пересекли индийско-китайскую границу. Со временем они обосновались на территории Индии. Дели оказал им всестороннюю помощь, принял Далай-ламу и помог ему сформировать правительство в изгнании.

    Ни у кого не вызывает сомнения, что маори являются автохтонным населением Новой Зеландии. Это потомки первых людей, поселившихся на этих островах две тысячи - 700 лет назад; заселение происходило в несколько этапов и, несмотря на то, что язык маори относится к таитянской ветви полинезийской группы австронезийских языков, в этногенезе возможно присутствие самых разных элементов (всё же преимущественно австронезийских). Как и у многих изолированных национальностей, этноним «маори» можно перевести приблизительно как «обычные люди», он не связан с какими-либо географическими названиями, а на языке маори Новая Зеландия называется Аотеароа. Гораздо менее маори известно ещё одно коренное национальное меньшинство Новой Зеландии: мориори (народ, родственный маори по языку, культуре и антропологическому типу), проживающие на островах Чатем. Чистокровных мориори уже не осталось, но их потомки от смешанных браков существуют. Таким образом, это нация-фантом: её принято считать вымершей, тем не менее на каждой переписи населения переписчики сталкиваются с определённым количеством людей, которые продолжают идентифицировать себя именно как мориори.

    В Новой Зеландии до прихода европейцев единого государства не было, а племенные союзы маори враждовали между собой; примерно до 60-70-х годов ХХ века маори были известны главным образом в связи с обычаем покрывать чуть ли не всё тело татуировками (из Полинезии и Новой Зеландии в европейские культуры и попала традиция вводить краску под кожу в эстетических и иных целях), каннибализмом и феноменальной враждебностью к пришельцам. Последнее утверждение заслуживает особого разговора. Дело в том, что если сравнить количество белых, скушанных новозеландскими аборигенами, и количество маори, уничтоженных англичанами, голландцами и французами, то людоедство маори выглядит детской шалостью. Особенно если учесть, что европейцы сами провоцировали конфликты, выбирая для уничтожения целых туземных селений мелочные предлоги: например, украденный ялик.

    Всё же англичане хотя бы удосужились подписать с туземцами договор о пользовании землёй, видимо, из боязни, что враждебное отношение маори может привести к принятию ими стороны Франции - основного соперника Британии в деле колонизации региона. Договор был составлен в лучших традициях современных квартирных аферистов, например, английский и маорийский тексты сильно отличались друг от друга. В дальнейшем все вооружённые конфликты между маори и британскими властями касались, в основном, земельного вопроса. С потерей коренным населением большей части земель также связано резкое снижение численности маори, которое произошло во второй половине ХIХ века, и принятие значительной долей представителей этого народа европейского образа жизни, что означало фактическое начало ассимиляции.

    Однако европеизация маори имела и положительные последствия. Проникновение во властные структуры колонии маори, получивших европейское образование и прекрасно владевших английским языком, дало возможность защищать интересы коренного населения и добиться реального, а не декларированного равноправия с белыми переселенцами - пакеха. В этом коренное отличие этнополитических реалий Новой Зеландии от других колоний того времени, в том числе и соседней Австралии, где аборигенов тогда, по большому счёту, не считали за людей; в Австралии до сих пор существует убеждение, основанное якобы на научных данных, что аборигены по генетическим причинам не могут научиться пользоваться замками и не могут служить в армии, поскольку физически не способны ходить строем.

    Таким образом, маори получили равные с англосаксами права и восстановление численности - в обмен на ускользающую в геометрической прогрессии идентичность. Ряд политических деятелей маори в конце ХIХ - начале ХХ века (в частности, партия Young Māori Party, в переводе примерно «младомаори») вообще считали, что принятие европейского образа жизни является положительным для их народа явлением, хотя не отрицали необходимость сохранения родных языка и культуры.

    Австралия, которая до прихода к власти лейбористов вела проамериканскую политику, сейчас понемногу сходит с американской орбиты. Позиция современной Австралии относительно Океании - не вмешиваться в дела островных государств. Зато в экологических вопросах лейбористы проявляют очень большую активность.

    С 60-х годов ХХ века по текущий момент наблюдается неуклонный рост представительства маори в государственных органах, проводятся попытки реституции земли. Однако оценка такой ситуации пока остаётся неоднозначной: маори считают, что «мало забрали своего», среди пакеха распространена точка зрения, что коренное население наглеет. Поэтому рассматривать проблему межнациональных отношений в Новой Зеландии только с одной из двух упомянутых точек зрения невозможно. Тем более что какими бы привилегиями не пользовались маори, очевидна их продолжающаяся ассимиляция.

    В настоящий момент маори составляют 14% населения Новой Зеландии. Несмотря на то, что отношения между пакеха и маори, безусловно, лучше, чем, например, между американцами английского происхождения и индейцами, китайцами и тибетцами, австралийскими англосаксами и аборигенами, в быту пакеха имеют массу претензий к маори. В частности, ожесточение многих вызывает тот факт, что коренное население имеет эксклюзивные права на пользование рядом природных ресурсов. На новозеландских форумах в интернете читатели, владеющие английским языком, могут ознакомиться со стандартным набором претензий пакеха. «Мы их западной медицине научили, а им ещё репарации за землю надо». «Они живут лучше белых, могут не работать вообще» и т.п. Поэтому утверждение, что в Новой Зеландии нет расизма, можно считать чересчур смелым, даже опрометчивым. За пределами же Новой Зеландии никак не могут забыть тот факт, что член британской королевской семьи Дэвидина Винзор в 2004 году вышла замуж за новозеландского работягу, причём новоиспечённый член августейшего семейства мало того что пролетарского происхождения, так ещё и маори по национальности. В самой Новой Зеландии, кстати, это не вызывает такого неприятия, поскольку смешанных браков там много, причём не только между маори и англосаксами, но и с иммигрантами, приток которых туда в последнее время усилился.

    Слово «пакеха», кстати, раньше было оскорбительным и только сейчас приобрело литературный статус. Это тоже не нравится многим белым, особенно старшего поколения, которые в силу незнания маорийского языка считают, что на языке оригинала это означает, по разным версиям, «белая свинья», «педераст», «содомит». Однако новозеландская журналистка Джоди Рэнфорд выводит экзоэтноним «пакеха» от древнемаорийских слов Patupaiarehe, Paakehakeha, Pakepakeha, которыми называли мифических существ с белой кожей и светлыми волосами, живущих в океане.

    Итак, претензии пакеха к маори можно сформулировать следующим образом:

      1. Маори ели белых, то есть предков современных пакеха, поскольку на островах из-за перенаселённости не хватало белковой пищи.

      2. Маори злоупотребляют начиная с 1977 года так называемым Судом Вайтанги, который принимает решения о земельных репарациях.

      3. Маорийский язык принят вторым государственным, но на нём мало кто разговаривает - зачем он нужен?

      4. Маори хищнически эксплуатируют природные ресурсы, пользуясь своими эксклюзивными правами на народные промыслы.

      5. Рождаемость среди маори выше, чем среди белых (вопрос только, чья это проблема - маори или пакеха?).

      6. При конфликтах между маори и пакеха суды часто заведомо становятся на сторону маори.

    У всех своё понимание справедливости, оно может различаться даже у членов одной семьи. Известна хрестоматийная фраза одного вождя африканского племени готтентотов, который на извечный вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, ответил немецкому исследователю: «Хорошо - это когда я что-нибудь украду у соседа, и он не увидит. А если он у меня что-нибудь украдёт, то это плохо». В наше время представления о морали нимало не изменились, просто цивилизованные люди, как правило, не высказывают их вслух. Поэтому задача государства в условиях, когда коренное меньшинство проживает совместно с некоренным большинством, состоит в первую очередь в том, чтобы нивелировать претензии общин друг к другу.

    С точки зрения маорийских государственных деятелей, «ещё не всё удалось решить». В целом, у маори уже не вызывают ожесточения действия властей относительно их национальности, однако по мере улучшения уровня человеческого развития (не путать с уровнем жизни, это несколько различные вещи), среди коренного меньшинства всё больше и больше на первый план выходит словосочетание «He taonga tuku iho a nga tupuna» (бесценное наследие наших предков). Этими словами маорийская национальная интеллигенция желает показать, что не допустит подмены вечных ценностей, таких как язык, культура, кровь, земля, материальными - репарациями, разрешениями на эксплуатацию земельных ресурсов и т.п. По-новому переосмысливается деятельность младомаори, которые сознательно приобщили свой народ к европейским культурным ценностям, европейскому укладу жизни, всё чаще стали слышны слова о постепенном возврате к традиционному доколониальному укладу жизни. На фоне небывалой активности в Новой Зеландии природоохранных организаций, призывающих отказаться от вредных для окружающей среды благ цивилизации, это выглядит вполне органично и современно.

    Культура маори, несмотря на рост численности самих маори, носит скорее декоративный характер. 80% маори в быту чаще разговаривают по-английски, чем на родном языке. Только 14% маори считают родным языком маорийский и пользуются им регулярно. Только 41% маори владеет родным языком, причём многие из них владеют им хуже, чем английским. Это значит, качество преподавания маорийского языка оставляет желать лучшего, а при такой языковой ситуации в среде самих маори требовать от пакеха изучения маорийского языка по меньшей мере нелогично. Речь идёт только о построении двухкультурного общества хотя бы в среде самих маори. Многие считают, что это возможно только при решении земельного вопроса в пользу маори и возврату народа к своим традиционным занятиям.

    Что, например, помешает Америке признать независимость всех республик в составе РФ (их, напомню, 21)? И другие страны могут присоединиться к данному процессу (хотя бы частично, по принципу этнической близости). Например, Финляндия, Венгрия и Эстония признают независимость Коми, Карелии, Мордовии, Марий Эл, Чувашии. Монголия - Бурятии, Тывы, Хакасии, Якутии. Турция - всех северокавказских республик (кроме, может быть, Северной Осетии), Татарстана, Башкирии, той же Якутии. Что с того, что в большинстве этих республик нет и намёка на сепаратизм, отсутствуют даже «группы лиц», претендующих на власть в «независимых странах»? Само по себе признание приведёт к тому, что группы лиц появятся. Мы же видели, как они появлялись в союзных республиках и как стремительно рухнул после этого СССР.

    Объективная реальность в том, что в Новой Зеландии формируется новая национальная общность и национальная идентичность: люди, идентифицирующие себя как маори, обладающие в большинстве случаев антропологическим типом, характерным для маори, но воспитанные в европейской культуре и разговаривающие на английском языке. Возможно, эта общность в течение ближайших 100-150 лет станет в стране доминирующей, но маори, живущие в родной культурной традиции, всё равно, если ситуация не изменится, останутся в меньшинстве. В религиозном отношении маори также не очень отличаются от пакеха: часть из них католики, часть мормоны, количество маори, исповедующих язычество, сильно преувеличено, языческие обряды носят, опять же, декоративный характер - для туристов.

    Ситуация в Новой Зеландии очень показательна в связи с тем, что это образец построения мирной схемы сосуществования коренного меньшинства и некоренного большинства, при котором обе общины взаимно интегрированы. Этот опыт очень интересен, потому что в мире много территорий и государств, которые имеют колониальное прошлое либо являются автономными частями какого-либо крупного государства (взять хотя бы многие субъекты России).

    Маори – коренное население Новой Зеландии, представители которого являлись главными жителями островов до прибытия на эти земли европейцев.

    Сегодня в мире насчитывается около 680 тысяч представителей этого народа. Помимо Новой Зеландии, странами, в которых живут маори, являются Австралия, США, Канада, Великобритания и некоторые другие.
    Дословный перевод с «māori» (язык маори) означает «обычные» («естественные», «нормальные»). Именно это понятие использовалось древним народом для отличия людей от божества и духа.

    История маори как коренного народа Новой Зеландии не только очень древняя, но и интригующая. Археологические находки и их генетически анализ дают основание предполагать, что в Новую Зеландию эти люди прибыли и заселили более 1000 лет назад с островов Восточной Полинези (откуда они родом) на каноэ Waka, чем заслужили в истории славу смелых и находчивых мореплавателей.
    Представители коренного народа были первыми людьми, заселившими территорию новозеландских островов. Они смогли основать свою культуру в стране, которой ими же было присвоено название Аотеарoа («страна длинного белого облака»). Древние маори являлись прекрасными мореплавателями, способными на хрупких каноэ справляться с неподатливыми волнами Тихого океана. Во время своих океанических путешествий, они ориентировались лишь по звездам и солнцу, и, в конце концов, открыли Новую Зеландию задолго до представителей Старого Света. Европейцы ступили на новозеландскую землю только спустя 8 веков, и обнаружили там гордую и независимую нацию смелых воинов.

    Язык народа относится к полинезийской группе (австронезийская семья) и является общим с другими народностями целого ряда тихоокеанских островов (например, островом Кука, где язык маори распадается на диалекты аиту митиаро, раротонганский, аитутаки, куки аирани, мауке).

    Традиционной формой ведения хозяйства древного народа являлось натуральное, основными занятиями – подсечно-огневое земледелие и охота, а также война. Сегодня маори большей частью заняты в сельском и лесном хозяйстве. Ремесленное производство зародилось в культуре с самых давних времен и до сих пор является важной составляющей их жизни. Ключевыми ремеслами маори являются резьба по дереву, ткачество, строительство лодок, плетение, создание украшений.
    Удивительной чертой ремесленного творчества maori является присутствие изображений или фигурок животных в изделиях (в отличие от анималистичности народного промысла африканских племен банту или масаи). Главный используемый орнамент – спираль, исполненная в самых разных вариациях, а главные изображения – знаменитые люди или божество «тики». Маори очень любили украшать свои дома, лодки, оружие, саркофаги и всевозможные предметы быта. Чаще всего это осуществлялось при помощи резьбы. Кроме этого, маори в вырезанных из дерева статуях увековечивали своих предков. Подобные статуи являлись обязательным атрибутом в каждой деревне.

    Деревня (па) – традиционное поселение maori – раньше представляла собой компактное пространство, окруженное рвом или деревянной оградой, внутри которого находились жилые дома (фаре). Дома строили из досок и бревен, крышу делали из соломы, а пол был углубленным в землю, поскольку из-за более прохладного климата дома нуждались в утеплении. В маорийских деревнях помимо жилых сооружений были еще общинные дома фаре-рунанга, дома знаний фаре-кура и дома развлечений фаре-тапере.

    Отличие климата от Гавайев или Таити также стало причиной появления у маори более теплой одежды. Традиционными для этого народа были накидки и плащи, у женщин – длинные юбки. Для утепления ткани (обычно льна) в нее вплетались шкурки животных (собак) и перья птиц.

    Маори научились изготавливать различные виды оружия – дротик (хуата), шест, копье (кокири), своеобразное укороченное штыковое орудие (таиаха), палицу (мере), при возделывании земли главным инструментом являлась палка-копалка, в охоте большое распространение получили силки. Для резьбы по дереву и нанесения традиционной среди маори татуировки мокко использовались нефритовые или жадеитовые резцы.

    Маори являлись одним из самых жестоких и выносливых народов древнего мира. Их традиции и некоторые представления о жизни современному человеку могут показаться дикими и далекими от гуманности и доброты. Например, типичным явлением для маори был каннибализм – в прошлые века они съедали своих пленных. Причем делалось это с верой в то, что сила съеденного врага непременно перейдет к тому, кто его съедает.

    Другой традицией являлось нанесение самого болезненного вида татуировки – мокко, отражающей статус человека в обществе. Женщины с помощью тату украшали подбородки и губы, мужчины-воины покрывали такими узорами все лицо. Причем рисунок наносился не простыми иголками, а маленькими резцами, подобно тому, как скульптор ваяет свои творения. Не менее жестокими были и процедуры инициации – весьма болезненные проверки выносливости, а также обычай отрезать и мумифицировать головы своих врагов, знаменитых воинов или вождей.

    Одной из красивейших традиций мира является хонги (hongi) - приветствие племени маори в Новой Зеландии. При встрече друг с другом они касаются носами, разделяя одно божественное дыхание на двоих. Центром тела у маори считается нос, вернее его кончик. После хонги маори воспринимают другого человека как друга. Ведь разделяя дыхание жизни на двоих, люди становятся одним целым.

    Всемирную популярность сегодня завоевывает знаменитый боевой танец маори, название которого звучит как «хака». В настоящее время за племенами маори закреплено авторское право на этот танец, а правительство Новой Зеландии официально предоставило членам племени право собственности на боевой клич «Ка мате». По сути хака – это ритуальный танец, сопровождаемый хоровой поддержкой или периодически выкрикиваемыми словами. Исполнялся он для призыва духов природы или перед вступлением в бой с противником. Существует также другой вид танца, исполняемый женщинами, - так называемый «пои».
    Непосвящённым танец племени маори кажется зрелищем достаточно нелепым и агрессивным: группа взрослых мужчин выкрикивает непонятные слова, а в движение приходят не только руки и ноги, но и мышцы лица. В действительности танцоры рассказывают историю чудесным образом спасённого вождя и посредством мимики выражают всю гамму эмоций от якобы пережитого страха смерти и восторга, пришедшего ему на смену, попутно показывая врагам, что не стоит недооценивать их воинские качества.

    Современные маори – это уже не те кровожадные и отважные воины. Развитие цивилизации вынудило их поменять свои взгляды и традиции, однако богатая культура этого народа и сегодня отличается самобытностью и неповторимостью. Произведения традиционного искусства маори – живописи, музыки, танца, резьбы по дереву сегодня являются важной составной частью культуры Новой Зеландии.
    Маори, осваивая свою страну, давали названия горам и озерам, долинам и рекам, мысам и проливам. Многие из них сохранились и по сей день. И местности, где происходит действие в легендах или мифах, можно отыскать на современной карте Новой Зеландии.
    «Люди проходят, земля остается» — гласит пословица маори…

    Современные девушки-маори.

    Maureen Kingi — первая маори, завоевавшая титул Мисс Новая Зеландия. Это случилось в 1962 году.

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Экстракт гарцинии камбоджийской для похудения в капсулах и таблетках Экстракт гарцинии камбоджийской для похудения в капсулах и таблетках Средства лечения при повреждении мышц, связок и сухожилий Средства лечения при повреждении мышц, связок и сухожилий Детская железная дорога голубая стрела Игрушечная железная дорога голубая стрела Детская железная дорога голубая стрела Игрушечная железная дорога голубая стрела