Страховка и самостраховка. Страховка и самостраховка при выпалнении физических упражнений

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Под страховкой следует понимать совокупность средств, применяемых во время занятий по гимнастике с целью предупреждения спортивного травматизма. Но на этом не исчерпывается содержание понятия страховки. В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических упражнений она становится неотъемлемой частью методики обучения и тренировки. Надежная страховка создает благоприятные условия для уверенного выполнения самых сложных упражнений. Страховка - это готовность учителя или тренера своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в случае неудачной попытки.

Одним из важнейших методических приемов обучения гимнастическим упражнениям является помощь. Она содействует более быстрому овладению технической сложностью гимнастических упражнений, помогает гимнасту создать правильное двигательное представление и сформировать навык. Помощь следует оказывать умело, подбирая нужный момент и приложив необходимые физические усилия. Умело оказанная помощь придает ученику уверенность в своих силах. По мере овладения учеником конкретными упражнениями помощь со стороны обучающего уменьшается до полного ее прекращения. К основным разновидностям физической помощи относятся «проводка» по пути движения, подталкивание, поддержка.

«Проводка» по пути движения - это форма помощи от начала упражнения до его окончания. Усилия учителя, тренера должны отвечать характеру упражнения и степени овладения им учащимся.

Используя «проводку», преподаватель не должен целиком подменять действия самого ученика.

Подталкивание - кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по ходу исполнения отдельных наиболее ответственных фаз движения.

Поддержка - один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще недостаточно развито. Используя поддержку как методический прием обучения, учитель, тренер придерживают тело гимнаста, фиксируя его в соответствующем положении. Поддержку применяют во время выполнения как динамических, так и статических упражнений. Например, поддержка является важным методическим приемом обучения маха дугой с поворотом на перекладине или брусьях разной высоты, поворота кругом махом вперед на параллельных брусьях. При этом очень важно зафиксировать положение тела в самой высшей точке. Поддержкой пользуются также во время выполнения сложных статических упражнений - упора руки в стороны на кольцах («креста») или горизонтальных висов и упоров спереди и сзади на кольцах и параллельных брусьях. В этих случаях поддержку применяют для облегчения упражнения и фиксации тела в нужном положении.

Удельный вес разных приемов страховки и помощи зависит от характера изучаемого упражнения, индивидуальных особенностей гимнаста, уровня его физической и технической подготовленности, а также индивидуальных особенностей страхующего (рост, физическая сила, скорость реакции и пр.). По мере роста уровня технической и физической подготовленности помощь, проведение и поддержку уменьшают, а затем прекращают, заменяя ее страховкой. Следует помнить, что самостоятельное выполнение упражнений является действенным методом воспитания у гимнастов уверенности, смелости, решительности и других морально-волевых качеств, поэтому не следует чрезмерно опекать учеников и лишать их какой-либо самостоятельности, надо умно и умело применять способы предупреждения травматизма.

Для того чтобы правильно применять приемы страховки и помощи, надо знать и строго придерживаться следующих требований:

  • 1) во время занятий объяснять учащимся, где могут быть срывы и что надо сделать при неудачном исполнении упражнения;
  • 2) хорошо знать технику упражнений, правильно выбрать место для страховки, не мешая гимнасту;
  • 3) во время выполнения целой комбинации или соединения менять свое место соответственно форме и характеру упражнения;
  • 4) выбирать правильные способы и приемы страховки и помощи, учитывая характер упражнений, уровень физической и технической подготовленности гимнаста;
  • 5) учитывать индивидуальные особенности гимнаста;
  • 6) во время страховки нельзя пользоваться любыми неустойчивыми подставками;
  • 7) широко применять для страховки ручные и подвесные пояса- лонжи, тренажеры, поролоновые ямы (последние в настоящее время занимают ведущее место в учебно-тренировочном процессе);
  • 8) применять индивидуальные и групповые страховки по мере необходимости;
  • 9) избегать мелкой и лишней опеки, воспитывать у учеников самостоятельность и волевые качества.

Самостраховка - важный элемент учебно-тренировочного процесса гимнастов. Это способность гимнаста своевременно принимать решения и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время упражнений. Гимнаст может прекратить или видоизменить упражнение, чтобы облегчить силу падения во время срыва. Например, во время выполнения стойки на руках или на плечах на брусьях в случае падения вперед гимнаст должен сделать кувырок в сед ноги врозь.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче гимнаст овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по гимнастике должен воспитывать у учеников навыки самостраховки. Эти задачи можно решать с помощью акробатических упражнений. Надо научить учеников делать кувырки вперед и назад из любого положения. Это дает возможность во время неудачного выполнения соскока или падения облегчить приземление, исполняя кувырок. Самостраховка играет особую роль на поздних этапах учебно-тренировочной работы, когда гимнаст выполняет упражнения самостоятельно.

В современном мире не нужно ехать в офис и тратить время на очереди. Достаточно зайти на сайт и оформить полис онлайн:

  1. Выберите возраст застрахованного.
  2. Выберите категорию и все виды спорта, которыми вы занимаетесь.
  3. Добавьте еще одного или двух застрахованных в полис, не обязательно родственников.
  4. Выберите срок действия договора - год или любой произвольный период до года и рассчитайте предварительную стоимость полиса.
  5. Выберите стоимость или сумму покрытия полиса и нажмите "Купить онлайн".
  6. Введите данные о покупателе полиса и застрахованном.
  7. Совершите оплату удобным способом, документ придет вам на e-mail.

Любитель или профессионал?

  • Если вы занимаетесь неэкстремальными видами спорта на любительском уровне, т.е. "для себя", выбирайте в калькуляторе пункт "Любительский" .
  • При занятиях на профессиональном уровне или увлечении травмоопасным видом спорта (борьбой, прыжками с парашютом, сноубордом и проч.), необходимо выбрать пункт "Профессиональный и экстремальный" .

Если вы сомневаетесь в выборе категории, выберите пункт для профессионалов. В этом случае ниже вероятность того, что страховая компания откажет в выплате из-за нарушения правил страхования.

Сколько стоит полис?

Стоимость полиса зависит от вида спорта, возраста человека и страховой суммы. Так, для детей и экстремалов документ обойдется дороже.

Также помните, что выплаты по страховому случаю напрямую зависят от суммы страхового покрытия. Чем она больше, тем выше выплата. Выберите оптимальный вариант с учетом соотношения риска для своего здоровья и стоимости полиса.

Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма

В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических уп­ражнений страховка и помощь становятся неотъемлемой частью методики обучения и тренировки на всех этапах подготовки гим­настов и эффективной мерой предупреждения травматизма.

Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов в процессе выполнения уп­ражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражне­ния захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение.

Различают индивидуальную и групповую страховку. Обе фор­мы страховки применяются на начальных этапах обучения наибо­лее сложным и рискованным элементам и соединениям. Индиви­дуальная страховка осуществляется преподавателем или однии из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми. При этом каждый из страхующих располагается в определенном месте и выполняет необходимые действия. Непре­менным условием групповой страховки являются четкие действия каждого из страхующих. Надеяться на партнера по обеспечению страховки категорически запрещается.

Наличие разнообразных страховочных средств в большинстве случаев позволяет применять индивидуальную страховку. Группо­вая страховка применяется реже.

Для обеспечения страховки используются специальные и тех­нические средства. К специальным относятся: ладонные наклад­ки - полоски из натуральной (лосевой) кожи, надетые на паль­цы и закрепленные ремешком на запястье; лямочные петли и пер­чатки - используются для обучения размахиванию с большой амплитудой и большим оборотам; поролоновые валики, проклад­ки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о перекладину и жерди, а также при соскоках с бревна; ручные и подвесные пояса (лонжи); различные возвышения для удобства и надежно­сти страховки; поролоновая яма или система «трамплин - поро­лоновая яма - батут» - помогает осваивать упражнения со слож­ными вращениями в безопорной фазе, снижает чувство страха, уменьшает риск получить травму. В целях безопасности батут уста­навливают на уровне пола. На его металлическую раму и аморти­заторы укладывают маты. К техническим средствам относятся различные тренажеры с поясом для проводки при изучении больших оборотов на перекладине и кольцах, кругов на коне и других уп­ражнений; амортизирующий пояс для страховки при разучива­нии акробатических упражнений и др.

Страховка и помощь тесно взаимосвязаны и на начальных эта­пах обучения новому упражнению часто подменяют друг друга.

Помощь не только исключает возможность срыва со снаряда, падения, но и является одним из методических приемов обучения. Она способствует созданию правильного представления об изуча­емом упражнении, быстрому овладению техникой его исполне­ния и применяется при недостаточном развитии у занимающихся мышечной силы, координации движений, быстроты и других спо­собностей.

Различают следующие виды помощи: проводка - действия тре­нера, сопровождающие гимнаста по всему упражнению или от­дельной его части, фазе; фиксация - задержка гимнаста педаго­гом в определенной точке движения; подталкивание - кратковре­менная помощь при перемещении гимнаста снизу вверх; поддерж­ ка - кратковременная помощь при перемещении гимнаста сверху вниз; подкрутка - кратковременная помощь гимнасту при вы­полнении поворотов; комбинированные приемы - использование различных приемов, применяемых одновременно и последователь­но; серийные приемы - используются в соответствии с построени­ем комбинации: подталкивание - поддержка, поддержка - под­талкивание, подкрутка - подталкивание и т.д.

По мере овладения упражнением степень приложения физи­ческих усилий педагогом уменьшается, а затем прекращается вов­се и заменяется страховкой. Помощью и страховкой нельзя зло­употреблять, в противном случае можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, решительных и смелых действий. Надо добиваться от них самостоятельного выполнения упражнений.

При осуществлении страховки необходимо: знать технику ис­полняемого упражнения; уметь быстро и правильно выбирать ме­сто для страховки; применять правильные способы и приемы стра­ховки и помощи; учитывать индивидуальные особенности учени­ков (физическую, техническую и психологическую подготовлен­ность, способности); на месте страховки стоять устойчиво, по возможности ближе к выполняющему упражнение, но в то же в Ремя не мешая ему. Нельзя пользоваться неустойчивыми под­ставками, с которых осуществляется страховка, ставить на стра­ховку лиц, не подготовленных для этого. Выбор приемов страхов­ки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и сте­пени технической подготовленности обучаемого.

При самостоятельном выполнении упражнений большую роль в Предотвращении травм приобретает самостраховка - умение занимающегося своевременно принимать правильные решения исамостоятельно выходить из опасных положений. Для предотвра­щения возможной травмы можно прекратить выполнение упраж­нения или изменить его, создать дополнительную опору, пере­хватить руками, сделать соскок и др. Очень важно научить занима­ющихся правильно приземляться во время падения. Навыки само­страховки приобретаются в процессе изучения упражнений и со­вершенствования их исполнения.

4.5. Обучение приемам страховки и помощи

Каждое гимнастическое упражнение требует особых приемов страховки, помощи и самостраховки. При обучении этим при­емам исходят из правильной техники выполнения упражнений и возможных ошибок. Эти приемы изучаются одновременно с осво­ением гимнастических упражнений. Педагог показывает и объя­сняет и. п. страхующего у снаряда, правильную стойку, способ за­хвата и действия в случае выполнения упражнения с ошибками, затем практически отрабатываются приемы страховки и помощи. Кроме практических действий, перед каждым подходом для стра­ховки следует спросить страхующего, как он будет ее осуществ­лять. Действия страхующих преподаватель всегда должен держать в поле зрения. Лишь после прочного овладения навыками можно доверить осуществление самостоятельной страховки и помощи, обращая внимание страхующих на строгое соблюдение всех тре­бований техники безопасности и других мер предупреждения трав­матизма.

Обязательное обучение занимающихся приемам страховки и помощи диктуется тем, что преподаватель не может сам обеспе­чить их при проведении занятий с несколькими группами. Навы­ками страховки и помощи должен владеть каждый занимающийся гимнастикой. Студенты физкультурных учебных заведений овла­девают ими на практических занятиях.

Обеспечение страховки и помощи воспитывает у занимающихся чувство ответственности за это поручение и профессиональную компетентность.

В вольных и акробатических упражнениях страховку оказывают с помощью ручного или подвесного пояса. При страховке веревки держатся свободно, а в случае ошибочных действий гимнаста, при угрозе падения они быстро натягиваются. Безопасность выполне­ния сложных упражнений достигается применением для этого поролоновых ям и матов, «обкрутки» в руках педагогов.

В упражнениях на бревне страхующий передвигается вдоль бревна в готовности в любой момент потери равновесия исполняющим упражнение подать руку, гимнастическую палку или поддержать при падении, неудачном соскоке. При наскоках на снаряд стра­ховка оказывается у места отталкивания, а при соскоках сбоку гимнастка поддерживается в области спины и живота. В работе с начинающими рекомендуется страховать вдвоем с обеих сторон бревна. Нельзя в процессе страховки захватывать занимающегося за ноги.

В упражнениях на высокой перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страховка осуществляется сбоку под снарядом и передви­гаясь на небольшое расстояние вперед и назад в зависимости от направления и характера движения гимнаста. Возможны быстрые переходы на другую сторону (делать надо это очень умело), так чтобы не помешать выполнению упражнения. При соскоках надо быстро переходить к предполагаемому месту приземления. Стра­ховка может оказываться стоя на возвышении или с помощью подвесного пояса.

В упражнениях на низких и средних брусьях страховка осуществ­ляется руками из-под жердей. На низких брусьях при страховке детей и при оказании помощи в исполнении некоторых статичес­ких элементов можно держать руки и над жердями. Другими сред­ствами страховки являются поролоновые маты, подвесные пояса, возвышения, подставки различного рода и др.

В опорных прыжках ноги врозь, согнув ноги, согнувшись, стра­ховка оказывается стоя спереди и несколько сбоку от места при­земления; гимнаст поддерживается или двумя руками за плечо, или одной рукой за предплечье, другой - за плечо или под грудь. При страховке боковых прыжков место страхующего - впереди снаряда со стороны опорной руки. При выполнении прыжков пе­реворотом и более сложных ему надо стоять сбоку и поддерживать под спину и плечо либо под грудь и спину.

27 вопрос

Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп

На основании медицинского заключения все школьники рас­пределяются на три группы: основную, подготовительную и спе­циальную.

К основной медицинской группе относятся учащиеся без откло­нений в состоянии здоровья и физическом развитии. Им разреша­ются занятия в полном объеме по программе физического воспи­тания, а также тренировочные занятия и участие в соревнованиях по гимнастике и другим видам спорта.

К подготовительной медицинской группе относятся школьники, не имеющие существенных отклонений в состоянии здоровья, но слабо физически подготовленные. Они занимаются по школьной

программе при условии исключения некоторых видов физических упражнений (в зависимости от характера и степени отклонений) и дифференцированного дозирования нагрузки. Программный ма­териал они осваивают постепенно; нормативы, по которым опре­деляется их успеваемость, разрабатываются учителем индивиду­ально, с учетом имеющихся у каждого из них отклонений в со­стоянии здоровья. Занятия в каких-либо секциях им не разреша­ются, но настойчиво рекомендуются дополнительные занятия в группах специальной физической подготовки или самостоятель­но. Для них составляются индивидуальные комплексы упражне­ний, направленные на расширение функциональных возможно­стей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитие силы, координации движений и быстроты, гибкости, выносливости, внимания, памяти на движения, воли и др.

При улучшении состояния здоровья, физической подготовлен­ности учащиеся переводятся в основную медицинскую группу. Обычно школьники основной и подготовительной медицинских групп занимаются вместе. Это, безусловно, усложняет работу учи­теля, поэтому приходится изыскивать такой способ организации совместных учебных занятий, который бы в меньшей мере сни­жал их качество. Однако в любом случае дети подготовительной группы должны чувствовать себя наравне со всеми, и излишняя опека может снизить их активность.

Наибольшее внимание уделяется учащимся со значительными отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии. Эти отклонения обычно не мешают выполнению учебной работы по другим предметам, но являются противопоказанием к заняти­ям физической культурой по школьной программе. Такие дети определяются в специальную медицинскую группу. С большей частью этих школьников (спецгруппа А) занятия физической культурой должны строиться по особым программам с учетом характера и степени отклонений в состоянии здоровья. Меньшая часть детей (спецгруппа Б) направляется на специальные занятия лечебной гимнастикой в лечебно-профилактические учреждения.

Поскольку возраст, характер и степень проявления болезни, Уровень адаптации к физическим нагрузкам у каждого ребенка различны, то комплектование групп рекомендуется вести по воз­растному принципу с учетом особенностей заболеваний. Объеди­нение в одну группу школьников, страдающих различными забо­леваниями, допустимо и целесообразно, так как характер при­способления здорового организма и с отклонениями к физичес­кой нагрузке во многих отношениях сходен. Однако необходимо осуществлять индивидуальный подход в подборе упражнений и Методике их выполнения, учитывать влияние изучаемого упраж­нения на лечение заболеваний, показания и противопоказания (табл. 4).

  1. Ответы на вопросы по Всеобщей истории 9 класс 2005-06г.

    Шпаргалка >> История

    Этому тексту материалы - другие варианты ответов , краткие фрагменты публикаций и др. ... афиняне посещали гимнасии, где занимались гимнастикой . Греки были образованными людьми – ... отказывались от проявления враждебности. В ответ рабочие стали создавать отряды “ ...

  2. Ответы по истории религии

    Реферат >> Религия и мифология

    Достаточно сложным, дискуссионным и ответ на него зависит во многом... можно в принципе дать два взаимоисключающих ответа : религия появилась вместе с человеком... тела»: соблюдение строжайшей диеты дыхательная гимнастика , привлекающая в организм животворящий эфир...

  3. Виды гимнастики

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    Такое и получите кучу самых разных ответов . Даже если спрашивать у специалистов. И почти... , но выполняемые не так, как гимнастика

Страховка и самостраховка на уроках физической культуры

Безопасность любого урока физической культуры обеспечивается 3-мя составляющими:

    соответствие формы;

    соблюдение дисциплины;

    наличие страховки смостраховки.

Страховка – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся в процессе учебной деятельности. Различают индивидуальную и групповую страховку:

    индивидуальная страховка – осуществляется преподавателем или одним из занимающихся.

    Групповая страховка – осуществляется 2-мя или более людьми, при этом каждый страхующий располагается на своем месте и не имеет право надеяться на др. страхующегося.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или занимающим для правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся:

    Проводка – это форма помощи от начала упражнения до его окончания.

    Поддержка – один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще не достаточно развито.

    Фиксация – задержка обучаемого в определенной точки движения.

    Подталкивание – это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по уходу исполнения отдельных, наиболее ответственных фаз движения.

    Подкрутка – кратковременная помощь при вращательном движении.

По мере овладения упражнениями помощь уменьшается, а затем прекращается и заменяется страховкой. Злоупотреблять помощью нельзя, потому что можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, на определенном этапе необходимо добиться самостоятельного выполнения.

Страхующий обязан:

Хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

Умело использовать разновидности страховки, не мешая занимающему выполнять упражнения;

Знать индивидуальные особенности занимающихся.

Важно помнить, что одной из причин травматизма является недостаточная общая и специальная разминка. На занятиях не следует чрезмерно увлекаться прыжками и соскоками с большой высоты.

Самостраховка, очень важный элемент учебно-воспитательного процесса, когда занимающий правильно оценивает собственные возможности.

Это способность занимающего своевременно принимать решение и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время выполнения различных упражнений.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче занимающий овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по физической культуре должен воспитывать у обучающих эти навыки. Самостоятельная страховка значительно повышает ответственность занимающихся и является надежной защитой от травм.

Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнения и совершенствования при их исполнении.

», призванный помочь тем туристам, которые переходят в своем развитии из разряда «легкий треккинг» в категорию «серьезный туризм» с элементами экстремального туризма. Если вам уже хочется посещать места со сложным рельефом, преодолевать маршруты с элементами лазания по скалам, сложным переправам через реки и овраги, заниматься альпинизмом, спелеотуризмом в сложные пещеры, каньонингом, то скорее рано, чем поздно вы столкнетесь с необходимостью страховки.

Страховка в горах подразумевает использование снаряжения препятствующего вашему неконтролируемому падению и уменьшающая вероятность получения серьезных травм на сложном рельефе. На данный момент существуют как способы преодоления самых невероятных на первый взгляд препятствий, так и снаряжение, облегчающее этот процесс. В данной статье мы рассмотрим самое основное, базовое снаряжение, которое используют в большинстве видах экстремальной активности.

Известна так же как «обвязка», «система», «беседка». Представляет собой конструкцию, как правило, регулируемую по размеру, которая надевается поверх одежды и пошита из очень прочной стропы или альтернативных материалов. Для регулировки используются специальные пряжки. Часто страховочная система имеет мягкую проушину для крепления веревки, самостраховки, карабина, а также петли для закрепления «под рукой» специального снаряжения. Это, так называемые, «разгрузочные петли». Они НЕ ЯВЛЯЮТСЯ силовыми,рассчитаны на нагрузку около 10кг и не могут использоваться для страховки!

Основная задача страховочной системы - надежно удержать сорвавшегося либо отдыхающего пользователя от падения. Это достигается путем закрепления человека с помощью специальных приспособлений на веревке, тросе, страховочной точке (крюке, страховочной проушине, петле, перилах, пр.).

Понятие динамической и статической нагрузки.

Большинство специального страховочного снаряжения сертифицируется на нагрузку в 22кН или больше. Зачем же нашей страховочной системе выдерживать нагрузку в 2200кг, если вес пользователя, как правило, не превышает 100кг? Все дело в тех физических законах, которые нам с разной степенью успешности вдалбливали в головы еще в школе. Если мы просто висим на веревке, то нагрузка на нее и систему будет приблизительно равняться нашему весу. Это статическая нагрузка. Но вот во время срыва, когда тело движется с ускорением, рывок может превышать наш вес во много раз. Это и есть динамическая нагрузка. Именно для этого требуется существенный запас прочности всех страховочных элементов.

От страховочного снаряжения зависит жизнь и здоровье человека, поэтому надежность - первый и основной критерий при его изготовлении и использовании. Все средства страховки подлежат обязательной сертификации по общепринятым международным стандартам. Так что, покупая снаряжение известной фирмы в магазине, вы уже можете не беспокоиться о его надежности. Главное условие - использовать снаряжение по его назначению! Поэтому, основным критерием выбора можно сделать функциональность, удобство, вес, компактность и, конечно же, цену.

Виды страховочных систем.

По конструкции выделяют три основных вида.

Надевается и крепится на пояс и верхнюю часть бедер. В настоящий момент это наиболее распространенная и универсальная конструкция. Именно она используется в большинстве видах экстремальной активности и имеет множество вариантов. Тем не менее, основные элементы в конструкции похожи у большинства моделей.

Наиболее универсальными являются системы, имеющие регулировки не только поясного, но и ножных обхватов с помощью специальных пряжек. Правда, такие конструкции несколько тяжелее и дороже. Так что, если вы выбираете систему только для себя, не собираетесь худеть или полнеть на 20кг, то есть смысл присмотреться к упрощенному варианту без «ножных» пряжек. При этом имейте в виду, что такую конструкцию будет труднее одеть/снять через ботинки и на высотную теплую одежду, например, пуховые и штормовые штаны. Так что, имеет смысл подумать об области применения.

Преимущества : удобство пользования, легкость, компактность, простота конструкции, наличие бюджетных моделей, распространенность.

Недостатки : в отдельных случаях не может обеспечить необходимого уровня безопасности, требует определенных навыков от пользователя.

Что это означает? Иногда при срыве, человек в следствии рывка в подобной системе может опрокинуться вниз головой, особенно, если на плечах у него рюкзак. Также, при сильных срывах, только лишь нижняя обвязка не может в достаточной мере компенсировать энергию рывка, что часто влечет за собой травматические последствия для пользователя.

«Верхняя система», «грудная обвязка»

Надевается на торс и, в следствии специфики конструкции и внешнего вида, часто называется в шутку «лифчиком».

На заре альпинизма и горного туризма грудная обвязка была основным и часто единственным способом страховки альпиниста. Не верите - посмотрите фильм «Вертикаль». В наше время грудная обвязка является дополнением к нижней системе в условиях, которые представляют реальную опасность серьезного срыва для пользователя.

Преимущества: компактная, легче нижней обвязки, повышает безопасность, особенно при движении с большим рюкзаком. Также верхняя система позволяет с большим удобством разместить возросшее на серьезных маршрутах количество специального снаряжения.

Недостатки: как правило, не используется независимо, обычно дополняет нижнюю. Использование в комплексе с нижней обвязкой предполагает определенный опыт.

Фактически, «два в одном» — объединяет в себе оба рассмотренных выше варианта. Используется там, где обязательна максимально надежная страховка, — сложный альпинизм, спелеология, промышленный альпинизм, и многие другие виды предельно экстремальной активности.

Основное преимущество - большая простота использования, меньшая громоздкость по сравнению с комбинацией верх + низ. Невозможно забыть или оставить часть страховки в лагере. Обеспечивает максимальную безопасность. Рекомендуется для детей.

Недостатки - больший вес по сравнению лишь с нижней системой, сложнее одеть-снять, особенно в комбинации с теплой верхней одеждой, скажем, на высотных восхождениях.

В непрофессиональном использовании наибольшее распространение получили «нижние системы». Как правило, в большинстве случаев, вы будете сталкиваться именно с ними - как при покупке в магазинах, так и на прокатах во всех уголках мира.

Самостраховка.

Следует понимать, что сама по себе страховочная система еще не обеспечит вам безопасность во время передвижения по сложному рельефу. Она - лишь одно из звеньев страховочной цепи, призванной обеспечить задержание в случае срыва и спокойствие во время движения/отдыха.

В данной статье мы подробнее рассмотрим еще один важный для новичка элемент - самостраховку . Как правило, использование усов самостраховки после короткого обучения инструктором (в лучшем случае) доверяется самому участнику и производится им на собственный страх и риск. Поэтому полезным будет узнать про это больше.

Ус самостраховки представляет собой небольшой отрезок веревки, либо стропы с петлями на концах (иногда так же по всей длине) для возможности быстрого закрепления за силовую стропу (проушину) страховочной системы с одной стороны и точку страховки (крюк, скобу, перила, веревку, что-нибудь еще) с другой. Другими словами, самостраховка это максимально надежный мост безопасности между вами (в страховочной системе) и точкой закрепления. Одна из основных команд в альпинизме звучит коротко: «самостраховка!» Это означает, что участник в безопасности и его можно не страховать.

Основные виды страховочных усов.

Самый простой и распространенный у начинающих (и не только) вариант. Может быть изготовлен на месте из любого куска сертифицированной альпинистской веревки подходящей длины.

Преимуществом его является относительная дешевизна, простота, надежность, износостойкость и возможность подстроить длину под конкретные задачи, а при необходимости уменьшить ее.

Недостатком можно считать относительно большой вес и большой занимаемый объем. Также необходим определенный объем манипуляций - два качественный узла, которые лучше доверить знатоку. Конечно, продаются готовые веревочные самостраховки с зафиксированными узлами. И даже с возможностью менять длину (еще более громоздкие).

В широком альпинистском ассортименте имеются так называемые «силовые петли» целого ряда довольно стандартных размеров (длины). Из подходящей по размеру петли можно путем простых (для инструктора) манипуляций сделать ус самостраховки. В настоящее время доступны петли из сверхлегких и сверхпрочных материалов, на пример, дайнемы (Dyneema), которые могут существенно уменьшить вес и объем снаряжения.

Преимущество - вес, компактность. Многофункциональность - при необходимости, петлю потом можно использовать как петлю)).

Наиболее желанный вариант. Часто представляет собой ту же петлю, но уже необходимым образом прошитую и имеющую на всем протяжении силовые петельки, позволяющие произвольно изменять длину в зависимости от необходимости, что бывает очень удобно.

Важно отметить , что для многих ситуаций необходимо иметь два уса самостраховки - это нужно для того, что бы менять точки страховки поочередно перещелкивая усы - таким образом, ни на секунду не оставаться без страховки.

«Фирменные» самостраховки часто представляют собой раздвоенные как змеиный язык усы. Один обычно длиннее другого для удобства.

Крепление самостраховки к страховочной системе и внешним элементам страховки.

Специализированные самостраховки сделанные из петли, как правило, крепятся к системе с помощью простой петли. Это максимально надежно и не требует никаких дополнительных элементов.

Часто самостраховку крепят к системе с помощью - специального устройства, использующегося для скрепления между собой двух (иногда большего количества) элементов. Также карабины используются для крепления уса к внешним страховочным элементам.

ВАЖНО! Для закрепления самостраховки разрешается использовать ТОЛЬКО карабины с фиксирующимся с помощью специальной муфты язычком предатвращающего возможность неожиданного раскрытия!

Самостраховка для маршрутов Виа Феррата (Via Ferrata). Амортизаторы рывка.

Малоизвестные у нас, но широко распространенные во многих странах мира (в основном развитых, поскольку требуют для реализации значительных ресурсов) требуют для прохождения специальную самостраховку с амортизатором рывка.

Виа Феррата - по-итальянски «железная тропа» — представляют собой специально оборудованные маршруты, проходящие по очень труднодоступному рельефу - часто по вертикальными и гладким скалам. Фактически, они позволяют людям с минимальной горной подготовкой залазить в места доступные только профессионалам высочайшего класса. Кроме того, эти маршруты при правильном использовании снаряжения одни из самых безопасных в горах. Достигается это за счет оборудования всего маршрута надежными и частыми точками страховки, на сложных участках, страховка лезущего происходит непрерывно. Маршруты Виа Феррата имеют свое особое деление на уровни сложности.

Большинство из них оборудовано не только страховочными точками, но и специальными ступенями либо металлическими (реже деревянными) скобами для спокойного подъема.

Для безопасного передвижения по таким маршрутам необходимо наличие:

Каски, страховочной системы, специальной самостраховки с двумя усами и амортизатором рывка.

Амортизатор рывка абсолютно необходим при срывах на коротких дистанциях закрепления лезущего по отношению к точке страховки, как правило, при отсутствии веревки, которая, растягиваясь, сам играет роль амортизирующего элемента. Наиболее часто амортизаторы рывка используются в промышленном альпинизме и на маршрутах Виа Феррата.

Обычно он представляет собой особым образом сшитую «гармошкой» стропу. Специально рассчитанная прочность шва при больших нагрузках приводит к его постепенному разрыванию, что и создает необходимый эффект амортизации.

Естественно, что при такой конструкции амортизатора после серьезного срыва, повлекшего за собой разрыв (частичный либо полный) амортизирующего шва, его нужно заменить.

Существуют и другие варианты устройства амортизаторов, но они менее распространены.

Выбирая страховочную систему, исходите в первую очередь из предполагаемых условий ее использования. Если вы затрудняетесь с выбором условий, покупайте максимально универсальную модель. При этом помните - чем более универсальной является вещь, тем больше (как правило) она будет проигрывать при специальном применении специализированным моделям.

Размер. Уточняйте у продавца (работника проката) размер системы. Есть отдельные конструкции сделанные по принципу «один размер», все же большинство «серьезных» изделий делятся на несколько размеров, маркированных подобно одежде - S, M, XL. Как правило, более мелкие градации в размерах компенсируются возможностями регулировки.

Страховочные системы регулируются с помощью специальных пряжек, рассчитанных на высокие нагрузки. Сейчас уже трудно встретить в продаже конструкции, оснащенные обычными одинарными пряжками, в основном встречается так называемый «дабл лок» — двойные пряжки, облегчающие регулировку.

Желательно выбирать модель с разгрузочными петлями для снаряжения - как минимум, двумя - под правую и левую руку. Это бывает очень удобно.

Во всех девайсах, связанных с безопасностью предлагаю исповедовать принцип - избегайте новых, непроверенных, слишком инновационных конструкций. Пусть их проверят другие, используйте то, в чем можете быть уверенными.

Если предполагается длительное (дольше нескольких минут) частичное либо полное зависание в страховочной системе, повисите в ней сначала в магазине (прокате) значительное время. Не все системы одинаково удобны.

Старайтесь выбирать изделия от известных производителей. Экономия средств должна быть разумной.

По возможности, серьезно отнеситесь к выбору специального снаряжения. Помните, что его использованию следует учиться, желательно - у профессионалов. Обращайтесь за консультациями к опытным людям, инструкторам, задавайте вопросы. Берегите себя и окружающих вас людей, ответственно подойдите к теме безопасности в своих поездках. Продвигайтесь в своем «экстремальном росте» постепенно, от простого к сложному, и мир в ваших путешествиях откроет еще очень много удивительного и прекрасного.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Экстракт гарцинии камбоджийской для похудения в капсулах и таблетках Экстракт гарцинии камбоджийской для похудения в капсулах и таблетках Средства лечения при повреждении мышц, связок и сухожилий Средства лечения при повреждении мышц, связок и сухожилий Детская железная дорога голубая стрела Игрушечная железная дорога голубая стрела Детская железная дорога голубая стрела Игрушечная железная дорога голубая стрела