Тренировка для развития равновесия при обучении передвижению на лыжероллерах. Частые ошибки начинающих роллеров Роллеры лыжи уроки

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Торможение на лыжероллерах – навык, которым должен обладать каждый лыжник. На специальных лыжероллерных трассах торможение понадобится редко. Но если тренировки проходят в общественных местах или на проезжей части, нужно быть готовым к любой ситуации.

В статье расскажем, как тормозить на роллерах, и как устроены системы торможения для лыжероллеров.

Тормоза для лыжероллеров

Первый , самый надежный и безопасный способ торможения – тормоза для роллеров . Их производят разные бренды, в том числе Fischer.

В России они пока не популярны. Цена на тормозные системы соизмерима с ценой роллеров, да и найти их в продаже не так просто. Тем не менее, роллерные тормоза можно купить на Ebay .

Способы торможения на лыжероллерах

Решили обойтись без тормозов? Вот еще 8 способов торможения на роллерах:

  1. Переступание плугом . Ноги ставятся буквой V, по мере сближения роллеров, делаются маленькие переступания.
  2. Торможение плугом , подобно торможению на лыжах. Подобен способу 1, только без переступаний.
  3. Спуск змейкой как на горных лыжах.
  4. Торможение потоком воздуха . Для этого нужно встать во весь рост и создать максимальное сопротивление воздуха. Эффект паруса.
  5. Съехать на обочину одним роллером .
  6. Т-образное торможение . Один роллер ставится поперек направлению движения.
  7. Полностью съехать на обочину . Способ экстренного торможения.
  8. Торможение палками . Малоэффективен, но для притормаживания подойдет.

Все способы продемонстрированы на видео ниже.

Самые эффективные способы – торможение плугом (V-образное) и T-образное торможение. Самое эффективное экстренное торможение – конечно, съезд на обочину.

Как тормозить на роллерах? Видео инструкция

Видео торможения на лыжероллерах от Андрея Мелихова.

А как вы тормозите на лыжероллерах? Пишите в комментариях свои проверенные способы.

Занимайтесь спортом, двигайтесь, путешествуйте и будьте здоровы! 🙂

.
Но про беговые лыжи/лыжные гонки мы ещё не рассказывали. Поскольку для снега ещё достаточно тепло, мне думалось, что на тренировках, в основном, занимаются чем-то вроде общей физической подготовки.
Но нет, в тёплое время года тренировки проходят на лыжероллерах.

Лыжероллеры или роликовые лыжи - это те же лыжи, только гораздо меньше и по их бокам закреплены колёса.
Раньше роликовые лыжи, действительно, использовались только для тренировок спортсменов в лётнее время, но впоследствии, в 1992 году, катание на них превратилось в отдельный самостоятельный вид спорта.

Так что необходимо для того, чтобы кататься на лыжероллерах? Это: специальные ботинки, непосредственно роликовые лыжи, палки и защитный шлем.



Колёса на роликовых лыжах изготавливаются из резины, которая при регулярном катании достаточно быстро стирается (примерно за сезон или два). Тогда приходится покупать новую конструкцию полностью, потому как самое дорогое - это колёса, сама платформа практически ничего не стоит.

В среднем, лыжероллеры без ботинок можно приобрести от 6 до 10 тысяч рублей. Средние ботинки обойдутся от 3 до 8 тысяч рублей.


Ботинки для катания очень быстро совершенствуются. Лет 10 назад они были громоздскими, тяжёлыми и не очень удобными.
Сейчас с каждым годом они становятся всё легче и комфортнее.
Теперь даже в погоду минус 30 граусов такие ботинки можно надевать поверх одного тонкого носка не опасаясь, что ноги станут белее самого снега.



Система крепления так же постоянно совершенствуется. Сейчас внутри ботинка находится внутренний "носок", который плотно обтягивает и фиксирует ногу.
После того как удастся влезть во внутренний носок, нужно завязать/застегнуть большое количество шнурков, замков и креплений, дабы нога точно была зафиксирована как можно плотнее.

Спортсмены на соревнованиях могут развивать скорость до 100км/час, средняя их скорость около 50км/час, поэтому защита жизненно необходима. Развивать такую скорость я точно не планирую, поэтому наколенниками с налокотниками решил пренебречь, а вот без шлема кататься категорически нельзя.
Шлем очень лёгкий, пенопластновый, но тем не менее, принять на себя удар во время падения способен.

Очки нужны для того, чтобы отскакивающие мелкие камни или другой мусор не попадали в глаза.

На подошве ботинок расположены металлически дуги, которые позволяют закрепиться на платформе.


Лыжные палки крепятся к рукам липучками так, что выронить их весьма сложно.


Данные лыжи предназначены для бега коньковым ходом, то есть, когда ноги расходятся "ёлочкой", а не фиксируются прямо.


Навыки ходьбы на лыжах со школьных уроков физкультуры немного остались и двигаться было не сказать, что бы очень непривычно.
Поначалу правда удавалось это делать только отталкиваясь палками.

Сдедующий этап - отпустить руки и попытаться отталкиваться только ногами, помогая палками лишь для равновесия.
Было весьма необычно: все катаются на роликах, а ты вроде как и на них, но почему-то с палками.

На поворотах слегка заносило, равновесие удалось поймать не сразу, но мой тренер, президент федерации лыжных гонок Хабаровского края, между прочим, Георгий Викторович , сумел объяснить и показать как двигаться так, чтобы походить на лыжника, а не на чудака с палками в руках:)



Принцип катания абсолютно такой же, как зимой. Надо сказать, что ехать получалось действительно быстро и вполне удобно.

Видимо простой бег на лыжах надоел и вот что вышло... А что, весьма необычно:)

Тренировки для взрослых проходят бесплатно каждые выходные на площадке возле ледовой арены "Ерофей" с 10 до 12 утра.

Для детей занятие организует ДЮСШ "Лидер". Площадок для занятий, как и тренеров по городу несколько, так что выбрать можно.

По всем вопросам занятий на лыжах, либо лыжероллерах можно звонить по телефону 91-20-91.


Надеемся, было интересно, смотрите видеообзор и следите за тем, куда мы отправимся в следующий раз.

Ведущий: Александр Зайцев

Видеооператор: Александр Выборов

Фотограф: Андрей Такасима

Руководитель проекта: Полина Посвалюк

В летний и осенний период все лыжники, начиная от членов сборной команды страны до учащихся спортивных школ и любителей, почти половину тренировочного времени проводят на лыжероллерах. Давайте выясним, почему они так популярны и подходят ли тренировки на лыжероллерах для начинающих?

Лыжероллеры делятся на два типа, также, как и беговые лыжи, на классические и коньковые.

Основное отличие классических роллеров от коньковых заключается в наличии трещетки на задних либо передних колесах, которая блокирует вращение колеса назад.

Лыжероллеры делятся по способу передвижения, как мы описали выше, так и по скорости – на тренировочные и гоночные

Тренировочные роллеры – более износостойкие, чаще всего используются мягкие, резиновые колеса, развивают невысокую скорость и более устойчивые

Гоночные роллеры – более легкая рама и жесткие легкие колеса, часто используются полиуретановые колеса, развивают высокую скорость

Чем полезны тренировки на лыжероллерах

  • Роллеры помогают не только лучше освоить технику передвижения на лыжах, но и подготовить мышцы и суставы к передвижению на лыжах в зимний период. Развивают общую и специальную выносливость необходимую лыжникам
  • Совершенствование лыжных ходов на лыжероллерах происходит теми же средствами и методами, что и зимой на лыжах. Ошибки встречаются точно такие же, что и при передвижении на лыжах, исправлять их необходимо сразу же пока они не закрепились. Способы исправления одинаковы как зимой, так и летом
  • Навыки, освоенные на лыжероллерах, пригодятся при переходе на лыжи зимой. Понадобятся лишь небольшие корректировки
  • Техника передвижения на лыжероллерах очень похожа на ту, что мы используем на лыжах, но ошибки могут возникать чаще всего из-за отличий:
    • в весе и длине роллеров от беговых лыж,
    • отсутствия трения в скольжении и направляющей лыжни (в классическом ходе)
    • имея меньшую площадь опоры на них сложнее научиться держать равновесие

Поэтому тренируясь на лыжероллерах, нужно постоянно контролировать технику передвижения. Особенно на усталости.

Но имея эти недостатки роллеры все равно являются наилучшим средством совершенствования техники передвижения на лыжах в бесснежный период.

Лыжероллеры для начинающих

Плюсы

Как говорилось ранее к плюсам можно отнести

  • Хорошую физическую нагрузку
  • Развитие двигательных навыков
  • Развитие координации, выносливости, силовых, скоростно-силовых качеств
  • Занятия на свежем воздухе
  • Разнообразие тренировочных маршрутов (тренироваться можно на асфальтированных трассах, закрытых от автомобилей, на городских велодорожках, в лесопарках)

Минусы

К основным минусам для начинающих можно отнести

  • Падение на асфальт оставляет серьезные последствия (падать на асфальт намного болезненнее, чем на снег)
  • Сложности в техническом освоении
  • Необходимо наличие защиты
  • Способы остановки на лыжероллерах трудны в освоении

Заключение

Самостоятельное обучение езде на лыжероллерах «с нуля» без пристального контроля профессионального тренера может привезти к закреплению неправильной техники передвижения и нежелательным падениям, что может повлечь за собой различные последствия.

Специально для желающих научиться ездить на лыжероллерах без лишнего риска мы подготовили последовательный подбор подводящих упражнений и с успехом отрабатываем их на наших тренировках, шанс нежелательных падений сводим к минимуму и качественно совершенствуем вашу технику передвижения на лыжероллерах.

За более подробной информацией вы можете написать в чате на нашем сайте, либо заполнить форму обратной связи, и наш тренер свяжется с вами в ближайшее время. Успехов!

Бонус

Способы торможения на лыжероллерах

На низких скоростях хорошо работают способы:

  • Плуг
  • Переступание
  • Выезд на обочину

На высоких скоростях лучше использовать:

  • Т — образное торможение (но очень сильно стирает колеса)
  • Раскрытие (тормозить будем до-о-олго)
  • и в крайних случаях выезд на обочину 😉

В статье описаны условия сохранения равновесия и сформулированы принципы, определяющие эффективность его тренировки. Представлен комплекс подводящих и специальных упражнений, позволяющий за четыре недели значительно улучшить равновесие при передвижении на лыжероллерах, увеличить время свободного проката на одной ноге, уверенно проходить повороты на крутых спусках, не снижая скорости и сохраняя устойчивость.

Введение

Достижение высоких спортивных результатов существенно зависит от способности обеспечить устойчивость при движении человека. Именно функция равновесия является интегральным показателем моторики у людей с различной степенью тренированности. Для физической подготовки лыжников-гонщиков важно умение сохранять равновесие на спусках, особенно при прохождении поворотов, что связано с желанием не потерять, а еще и увеличить скорость на крутых склонах.

При выполнении резкого быстрого поворота на лыжероллерах одновременно активизируются мышцы разнонаправленного действия, и даже небольшое излишнее отклонение общего центра масс (ОЦМ) тела может привести к болезненному падению на асфальтовом покрытии. Так, летом 2016 г. в результате падения на лыжероллерах олимпийский чемпион по биатлону У. Бьорндален получил перелом руки, что, очевидно, сказалось на его подготовке к предстоящему лыжному сезону.

Для малоопытных лыжероллистов, отличающихся низкой способностью к равновесию, характерна меньшая амплитуда движений, которая проявляется в короткой длине проката, более высокой стойке, снижении скорости на крутых поворотах или спусках. В процессе лыжероллерных соревнований важна способность сохранять равновесие при внешних толчках или столкновениях с препятствиями, так как в гонке спортсмены могут непроизвольно задевать друг друга палками или лыжероллерами, что может привести к падению и сходу с трассы участников с худшей динамической устойчивостью. На участках трассы со сложной траекторией или рельефом сразу заметны неуверенность и скованность тела лыжероллистов, которым требуется дополнительная подготовка по развитию функции равновесия.

В некоторой степени использование лыжных палок помогает сохранять равновесие при движении на неустойчивой опоре. Устойчивости качению на лыжероллерах добавляет использование лыжных ботинок для конькового хода, которые позволяют несколько ограничить подвижность в голеностопном суставе. Повышенные требования к устойчивости одноопорного качения на нестабильной платформе лыжероллеров предопределяют актуальность развития функции равновесия.

Известна взаимосвязь между способностью к равновесию и риском получения спортивных травм, вследствие которой лыжникам полезны упражнения по укреплению мышц, растяжке опорно-двигательного аппарата и развитию координационных способностей. Таким образом, даже опытным спортсменам полезно совершенствовать свою способность к равновесию для увеличения скоростного ресурса и профилактики травматизма в лыжероллерных гонках.

Термины и определения

Под «равновесием» (Equilibrium) понимают ответную реакцию тела человека на его отклонение от первоначального расположения путем возврата в прежнее положение (устойчивое равновесие) или перехода в другое положение (неустойчивое равновесие). С позиции механики, равновесие – это состояние, при котором сумма внешних сил и моментов сил, действующих на тело, равна нулю. В аспекте статики – это 1) способность человека удерживать тело в определенном положении, а в аспекте динамики: 2) способность сохранять устойчивость тела в опорной и безопорной фазах двигательного действия. Динамическое и статическое равновесие слабо взаимосвязаны, так как можно обладать высокой устойчивостью в статичной позе, но неустойчиво двигаться.

Под «балансом» (Balance) понимают способность человека сохранять равновесие, когда тело человека не изменяет свою скорость или направление движения, а результирующая сила воздействия на тело характеризуется нулевым значением.

Под «устойчивостью» (Stability) понимают степень сопротивления тела человека воздействию внешних сил, направленных на изменение текущего состояния или движения. «Динамической устойчивостью» тела называют способность человека возвращаться к равновесному положению после прекращения действия сил, нарушающих его равновесие. Под «статокинетической устойчивостью» понимается способность человека сохранять функцию равновесия и работоспособность при перемещениях в пространстве и воздействии на организм различных факторов.

Термин «метаустойчивость» (Metastability) характеризует степень стабильной или относительной устойчивости/ неустойчивости, которые отличаются длительным периодом действия и управляются как сознательными, так и бессознательными механизмами движения. В качестве примера опорно-двигательной метаустойчивости спортсмена можно привести лыжный ход, который переходит из относительно устойчивого состояния (фазы опоры) через мышечное возбуждение (фаза отталкивания) к новому состоянию равновесия (фаза свободного скольжения) с постоянными колебаниями ОЦМ тела относительно площади опоры.

Развитие функции равновесия влияет на эффективность спортивной техники, так как обуславливает экономичность энергозатрат за счет рациональности амплитуды движений и распределения мышечных усилий.

Условие сохранения равновесия

Условием сохранения статического устойчивого равновесия является расположение вертикальной проекции ОЦМ тела в пределах площади опоры, которая определяется площадью между и под стопами. При движении гравитационная вертикаль многократно перемещается через площадь опоры и когда выходит за ее пределы, тело либо падает, теряя равновесие, либо включает дополнительные механизмы нервно-мышечного напряжения и перемещает центры масс отдельных звеньев тела, чтобы сохранить равновесие. Так, в процессе гонки лыжники и лыжероллисты могут выносить туловище существенно вперед, осознанно выводя проекцию ОЦМ за площадь опоры и страхуя равновесие с помощью создания внешней точки опоры, роль которой успешно играют лыжные палки. Этот же принцип восстановления равновесия используется при выполнении прыжков на лыжероллерах, так как во время полетной части невозможно изменить начавшееся движение ОЦМ тела, но можно выполнить отталкивание палками.

По мнению немецких специалистов, улучшению устойчивости способствует расширение площади опоры, сохранение гравитационной вертикали внутри площади опоры, понижение ОЦМ или его перемещение в направлении результирующей силы. С другой стороны, чем меньше площадь опоры, тем мобильнее тело.

Принципы развития функции равновесия

Основные принципы проведения тренировки для развития способности к равновесию:

  • Влияние тренировок на психологическую подготовленность. Если при движении спортсмен вынужден уделять дополнительное внимание сохранению равновесия, то у него возникает чувство неуверенности и соответственно снижается уровень психологической подготовленности к соревнованиям.
  • Влияние тренировок на скоростные способности. Координационные способности, проявляемые в движении, наиболее тесно связаны с скоростными и скоростно-силовыми способностями спортсменов в отличие от показателей их физического развития.
  • Влияние опыта спортсмена на восприимчивость органов равновесия. Если у новичков вестибулярные органы реагируют только на значительный крен тела, то у опытных спортсменов чувствительность органов равновесия обострена. Степень тренированности напрямую связана с устойчивостью вестибулярной системы.
  • Влияние быстроты и точности реакции на проявление функции равновесия в соревновательной деятельности. Для сохранения равновесия большое значение имеет быстрота распознавания информации о текущей обстановке внешней среды и принятия решения о направлении реакции движения, так как при передвижении на лыжероллерах с высокой скоростью необходимо уметь фиксировать глазами другие движущиеся или внезапно появляющиеся объекты, чтобы успеть правильно отреагировать, например, на препятствие.
  • Важность превентивного изучения маршрута передвижения. Улучшению контроля устойчивости при движении спортсмена на трассе способствует предварительное изучение маршрута гонки, включая характер поверхности дорожного покрытия, расположение и углы поворотов.
  • Влияние окружающей среды на результат тренировок. На способность к равновесию влияет восприятие окружающего пространства, погоды, рельефа местности и поверхности трассы, чтобы уметь управлять движениями в специфических условиях.
  • Влияние усталости на эффективность тренировок. По данным израильских ученых результативность тренировки развития равновесия значительно снижается при их выполнении сразу после аэробных нагрузок или в состоянии усталости, поэтому их рекомендуется проводить в начале занятия или после паузы отдыха, а в целом данный курс ставить в начале или середине подготовительного сезона.
  • Влияние согласованности и соразмерности напряжения и расслабления мышц в движении на результат тренировок. Избыточное мышечное напряжение приводит к скованности тела и соответственно к ухудшению функции равновесия, а также к излишней затрате сил и быстрому утомлению.
  • Влияние симметричных и асимметричных тренировок на результат. По данным французских ученых обучению равновесию способствует контроль за движениями на неустойчивой платформе как на левой и правой ногах по отдельности, так и вместе, что увеличивает приток проприоцептивных импульсов и способствует закреплению техники передвижения на лыжероллерах.
  • Важность сходства упражнения и техники движения для результата тренировки. Корреляция между технической и физической подготовленностью спортсменов обуславливает эффективность применения специальных упражнений, сходных по координации с биомеханической структурой соревновательных движений, что позволяет формировать автоматизмы элементов техники передвижения.
  • Влияние сложности и интенсивности тренировок на результат. Высокая интенсивность и сложность тренировочного процесса на протяжении длительного времени не оказывают ярко выраженных изменений функции равновесия, что говорит о целесообразности разработки краткого комплекса упражнений для равновесия средней интенсивности и сложности.
  • Влияние продолжительности тренировок на результат. Выполнение упражнений для развития координационных способностей эффективно только до достижения автоматизма двигательного навыка, после чего они теряют ценность, так как не стимулируют совершенствование двигательных действий. По данным европейских ученых семидневного курса достаточно для существенных изменений в показателях баланса горнолыжников начального и среднего уровня, обучения движению на одной ноге и поворотам.
  • Важность силы ног для результата тренировки. Статическая сила ног наряду с гибкостью и способностью балансировать при движении оказывают наибольшее влияние на результативность обучения передвижению на горных лыжах.
  • Важность развития ряда мышц для результата тренировки. Для удержания равновесия первоначально подключаются голеностопный и тазобедренный суставы, после чего при значительном нарушении равновесия – мышцы бедра и туловища, сокращение которых вызывает силы, компенсирующие действие сбивающих факторов.

Особенности тренировки способности к равновесию

Основные требования к функции равновесия спортсменов включают:

  • способность ориентироваться в пространстве и времени;
  • умение быстро и точно выполнять сложные движения в условиях неустойчивой площади опоры и в изменяющихся условиях.

Следует отметить негативное влияние на технику проката или скользящего шага на лыжах упражнений, приучающих к двухопорному положению, как, например, ходьба выпадами, закрепляющая навык распределения веса тела на обе ноги и расположение туловища позади впереди стоящей опорной ноги. В то время, как тренировка одноопорного положения позволяет добиваться навыка распределения веса тела на выдвинутой вперед ноге и соответственно улучшает равновесие. Кроме того, при изменении направления движения важную роль играет чувство боковой опоры, которое обусловлено расположением одного лыжероллера под соответствующим углом к другому и зависит от регулирования степени давления на внутреннюю или внешнюю сторону лыжероллеров.

Подводящие упражнения следует применять в последовательности перехода от легких упражнений к более трудным, от общих к специальным. Когда основные упражнения уже освоены, можно выполнять только некоторые из них для отработки элементов техники или исправления двигательных ошибок.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для изучения результативности предложенного комплекса упражнений проведен педагогический эксперимент, субъектами которого была выбрана группа из 18 мужчин, обучающихся передвижению на лыжероллерах и имеющих квалификацию, соответствующую лыжнику-гонщику 1-го разряда. Испытуемые имели возраст 16-46 лет, массу 75,0±9,2 кг, рост 177,7±8,3 см и выполняли предложенный комплекс в течение одного мезоцикла, состоящего из четырех недель (по 2 тренировки в неделю). Эффективность упражнений оценивалась по времени проката на лыжероллере каждой ноги до и после тренировок. Полученные экспериментальные данные изучались с помощью методов математической статистики (программа Statsoft). Рассчитаны абсолютный и относительный прирост времени проката для каждой ноги, где абсолютный прирост равен l 2 -l 1 (l 1 – время проката на одном лыжероллере до тренировки, l 2 – то же после тренировки), а относительный прирост равен отношению абсолютного прироста к соответствующему первоначальному параметру (l 1). Эффективность результата тренировки оценивалась с помощью t-критерия Стьюдента для независимых переменных (связанные выборки). Проведен корреляционный и линейный регрессионный анализ исследуемых параметров, использованы методы сплайн-аппроксимации.

Результаты и их обсуждение

Комплекс упражнений для тренировки равновесия

Формирование способности к равновесию осуществляется с помощью комплекса подводящих и специальных физических упражнений, отвечающим требованию координационной сложности. На начальном этапе тренировки целесообразно применять 1) подводящие упражнения, способствующие освоению новых элементов передвижения на лыжероллерах; а затем 2) специальные развивающие упражнения, направленные непосредственно на развитие координационных способностей лыжероллистов.

Разработанный комплекс упражнений включает в себя следующие упражнения:

  1. «Коньковая» стойка (рисунок 1.а)
  2. Исходное положение (И.п.) - полуприсед на одной ноге, стопа направлена строго вперед, вес тела распределен на всю стопу. Вторую ногу приподнимают от поверхности на 5-10 см и отводят в сторону так, чтобы стопы ног были на одной линии, а носки направлены в одну сторону. Легкий наклон туловища должен быть направлен вовнутрь, чтобы ОЦМ не выходил на внешнюю сторону за опорную ногу. Руки, по желанию, можно убрать за спину. Регулировать усилие можно углом сгибания коленного сустава опорной ноги, для этого необходимо отвести дальше приподнятую ногу, не меняя расстояния от поверхности. Время выполнения данного упражнения на одной ноге составляет 60-90 с, после чего следует сразу начать упражнение на другой ноге и выполнять по 3-8 серий. Рекомендуется новичкам.

    а. б

    Рисунок 1 – Приемы выполнения упражнений: а) «Коньковая» стойка; б) «Классическая» стойка

  3. «Классическая» стойка (рисунок 1.б)
  4. И.п. - полуприсед на одной ноге, стопа направлена строго вперед, вес тела распределен на всю стопу. Вторая нога полностью выпрямлена в коленном суставе и отведена назад, а мысок стопы направлен вперед в 5-10 см от поверхности земли. Туловище имеет небольшой наклон вперед. Руки зафиксированы либо за спиной, либо принимают положение фазы свободного скольжения в попеременном двушажном классическом ходе. Регулировать усилие можно углом сгибания коленного сустава опорной ноги, для этого необходимо отвести дальше приподнятую ногу, не меняя расстояния от поверхности. Время выполнения на одной ноге составляет 60-90 с, после чего сразу следует начинать выполнять упражнения на другой по 3-8 серий. Рекомендуется новичкам.

  5. Стойка на одном лыжероллере (рисунок 2.а)
  6. И.п. – стойка на одном лыжероллере, руки разведены в стороны для лучшего сохранения баланса (либо убраны за спину для усложнения выполнения упражнения). Опорная нога остается слегка согнутой в коленном суставе. Разрешается делать небольшое подпрыгивание для сохранения равновесия. Выполнять упражнение следует в течение 60 с, после чего сразу начать упражнения на другой ноге, и так по 3-8 серий.

  7. Приседание на одном лыжероллере (рисунок 2.б).
  8. И.п. - стойка на одном лыжероллере. Выполняют присед на опорной ноге, другую ногу отводят вперед. Рекомендуется выполнять приседание до угла 90 градусов в коленном суставе. Выполняют по 10-15 приседаний на каждой ноге в течение 3-8 серий. При потере равновесия разрешается слегка опираться задним колесом лыжероллера свободной ноги. Рекомендуется для высококоординированных лыжероллистов.

  9. Качение на одном лыжероллере (рисунок 2.в)
  10. При качении по равнине или небольшому спуску следует сделать акцентированный прокат на одной ноге. Для этого выполняют максимально длинный прокат. Направление движения можно регулировать подпрыгиванием. Для усложнения упражнения выбирают более длинный спуск или расставляют декоративные конусы для проката по криволинейной траектории «змейке». Упражнение выполняют 10-15 раз на каждой ноге.

    а.б.в.

    Рисунок 2 - Приемы выполнения упражнений: а) «Стойка на одном лыжероллере»; б) «Приседание на одном лыжероллере»; в) «Качение на одном лыжероллере»

  11. Боковое перепрыгивание на одном лыжероллере (рисунок 3)
  12. И.п. – стойка на одном лыжероллере. Выполняют перепрыгивание через препятствие (в качестве препятствия можно нарисовать на асфальте линию мелом, найти трещину или положить какой-либо предмет) из стороны в сторону, удерживая равновесие на одном лыжероллере. При уверенном выполнении упражнения следует усложнить препятствие.

    1.2.

    Рисунок 3 – Приемы выполнения упражнения «Боковое перепрыгивание на одном лыжероллере»

  13. Упражнение «самокат» (рисунок 4)
  14. И.п. – стойка на одном лыжероллере, толчковая нога без лыжероллера (в качестве обуви рекомендуется надеть кроссовок). Толчковой ногой выполняют сильное отталкивание для более длительного проката на лыжероллере. Руками производят маховые движения в такт с работой ног (для усложнения упражнения можно убрать руки за спину). Для выполнения упражнения осуществляют прокат по 400-1500 м на каждой ноге. Упражнение полезно на начальном этапе обучения. Для новичков рекомендуется использовать для этого упражнения классические лыжероллеры.

    1 2

    Рисунок 4 – Приемы выполнения упражнений: а) «Самокат»

  15. Качение на одной ноге с отталкиваниями палками (рисунок 5)
  16. И.п. – стойка на одном лыжероллере. Опорная нога слегка согнута в коленном суставе. Отталкивание выполняют двумя руками одновременно с помощью палок. Стоя на одном лыжероллере, спортсмен выполняет отталкивание руками, стараясь удержать равновесие. Цель упражнения: проехать максимально возможное или заданное расстояние, не касаясь поверхности земли второй ногой. Используется на равнинном участке или в подъем. Для выполнения упражнения осуществляют прокат по 100-400 м на каждой ноге, после чего можно повторить упражнение (2-4 серии).

    1 2

    Рисунок 5 – Приемы выполнения упражнений: «Качение на одной ноге с отталкиваниями палками»

  17. Коньковый одновременный одношажный ход с двумя отталкиваниями палками (рисунок 6)

Используют технику конькового одновременного одношажного хода с добавлением дополнительного отталкивания палками при длительном прокате на каждой ноге. Упражнение рекомендуется выполнять при уверенном освоении техники этого лыжного хода и осуществлять прокат по 100-400 м на каждой ноге, после чего можно повторить упражнение (2-4 серии).

1.2.3.4.5.

Рисунок 6 – Приемы выполнения «Конькового одновременного одношажного хода с двумя отталкиваниями палками»

Разработанный комплекс упражнений применяют в подготовительной части тренировочного занятия после предварительной разминки. В рамках годового учебно-тренировочного процесса предлагаемая методика занимает общеподготовительную часть подготовительного периода. Упражнения могут применяться как в комплексе, так и по отдельности. Благодаря дифференцированному подбору упражнений можно акцентировать внимание на развитии отдельных элементов равновесия.

Основные статистические характеристики результатов тренировочного процесса представлены в таблице 1. После выполнения предложенного комплекса упражнений время проката на левой ноге в среднем увеличилось с 9,4±4,9 с до 16,8±6,3 с, а на правой ноге – с 10,9±4,1 с до 17,7±6,3 с. В среднем продолжительность проката для левой ноги была меньше, чем для правой, - на 16% до тренировки и на 5% после нее, что свидетельствует об ожидаемо большей тренированности правой ноги у большинства спортсменов.

Таблица 1 – Характеристика результатов проката на лыжероллерах до и после проведения тренировки равновесия

Антропометрические и кинематические параметры испытуемых

Кол-во набл.

Масса, кг

Время проката левой ногой

до тренировки, с

Время проката левой ногой

после тренировки, с

Время проката правой ногой

до тренировки, с

Время проката правой ногой

после тренировки, с

Абс. прирост времени проката

для левой ноги, с

Отн. прирост времени проката

для левой ноги, %

Абс. прирост времени проката

для правой ноги, с

Отн. прирост времени проката

для правой ноги, %

Исследование зависимости абсолютного прироста длительности лыжероллерного проката на одной ноге относительно другой проводилось с помощью линейного регрессионного анализа, результаты которого представлены на рисунке 7. Абсолютный прирост времени проката после тренировки составил 7,1±3,0 с на левой ноге и 6,9±3,4 с на правой ноге, а относительный – 82,8±42,5% на левой ноге и 68,8±39,4% на правой. Можно отметить более высокий абсолютный прирост продолжительности проката на левой ноге, в среднем менее тренированной, и соответственно меньший прирост – для правой.

Рисунок 7 – Диаграмма рассеяния абсолютного прироста времени проката на лыжероллерах после тренировки равновесия (дов. инт. 0,95)

Результаты линейного регрессионного анализа зависимости относительного прироста длительности лыжероллерного проката представлены на рисунке 8. Отмечена значимая отрицательная корреляция относительного прироста времени с временем проката до тренировки (r=-0,47), то есть чем больше первоначальное время проката на одном лыжероллере и соответственно выше техническая подготовленность спортсмена, тем меньшего прироста свободного проката на одной ноге он может достичь после тренировки равновесия. Можно предположить, что относительно более высокий прирост длительности проката для левой ноги свидетельствует о влиянии уровня индивидуальной технической и функциональной подготовленности спортсменов на развитие способности к равновесию.

Рисунок 8 – Диаграммы рассеяния и размаха относительного прироста времени проката на лыжероллерах после тренировки равновесия

Таким образом, разработанный комплекс упражнений позволил улучшить равновесие лыжероллистов средней квалификации, оцениваемое временем свободного проката на одной ноге, на 69-83% за четыре недели. Проведенным статистическим анализом подтверждена эффективность предложенного комплекса упражнений по существенному увеличению времени проката на одном лыжероллере (p=0,000018).

Известно, что на устойчивость положения человека влияют длина и вес его тела, и для потери устойчивости более высоких или тяжелых спортсменов требуется большее усилие. Аппроксимация сплайнами зависимости роста и веса спортсменов от результатов тренировки равновесия проиллюстрирована в виде 3D-поверхности на рисунке 9. Интересно отметить, что согласно полученным экспериментальным данным у высокорослых спортсменов оказалась менее устойчивой правая нога, а у более тяжелых – левая нога. Полученные данные целесообразно проверить на более репрезентативной выборке, чтобы усовершенствовать рекомендации по тренировке равновесия с учетом индивидуальных антропометрических показателей.

а.б.

Рисунок 9 – Сплайн-поверхности зависимости прироста времени проката на лыжероллерах от роста и массы испытуемых после тренировки равновесия: а) для левой ноги; б) для правой ноги (min max)

Следует отметить, что тренировка равновесия для лыжероллистов квалификации МС и МСМК не оказывает влияния на продолжительность свободного проката на одной ноге, так как уровень их технической подготовленности позволяет катиться на одном лыжероллере без смены ноги до его полной остановки. Тем не менее выполнение отдельных упражнений предложенного комплекса опытными лыжероллистами в начале соревновательного сезона позволяет увереннее проходить повороты на крутых спусках, не снижая скорости и сохраняя равновесие. По нашему мнению, апробация разработанного комплекса упражнений для улучшения способности к равновесию способствовала успешному выступлению сборной команды г. Москвы на чемпионате России.

Заключение

Разработанный комплекс упражнений, основанный на целенаправленном развитии способностей к сохранению равновесия, позволяет существенно повысить уровень технической подготовленности малоопытных лыжероллистов. В качестве объективных критериев эффективности разработанного комплекса упражнений выступали скорость и устойчивость тела при передвижении на лыжероллерах, оцениваемые по времени проката на одном лыжероллере до и после тренировки. Результаты педагогического эксперимента показали, что практическая реализация разработанного комплекса упражнений приводит к существенному (на 69-83%) повышению устойчивости положения тела при передвижении на лыжероллерах. Полученные результаты открывают дополнительные возможности совершенствования координационных способностей лыжероллистов и лыжников-гонщиков в процессе подготовки к соревновательной деятельности посредством выполнения специального комплекса упражнений.

Сергей Владимирович Корсаков
Иван Александрович Солодов , Спортивная сборная команда РФ по лыжероллерам
Антон Николаевич Шатагин , Спортивная сборная команда РФ по лыжероллерам
Андрей Валерьевич Меликов , Спортивная сборная команда РФ по лыжероллерам

Поклонники лыж всегда пользуются моментом, чтобы выбраться на трассу и прогуляться, но вот круглогодичным лыжным сезоном похвастаться могут далеко не все регионы. Что же делать? Каждый год страдать в несезон по снегу? Изобретательные спортсмены нашли выход. Лыжи на колесах - лыжероллеры - становятся все более популярными.

Что такое лыжероллеры

Лыжероллеры, с одной стороны, можно сравнивать с лыжами: похожи по форме, имеют крепление для ботинок. С другой стороны, доска на колесах напоминает самокат. Но с чем ни сравнивай, а этот спортивный инвентарь пользуется все большей популярностью, причем давно уже не только у

Конечно, роллерам не нужно ждать зимы и снега, которого во многих регионах вообще не бывает. Нужны ровные дорожки с жесткой поверхностью, но это уже проще. Кстати, конструкторы придумали делать для чудо-лыж надувные колеса, на них можно кататься даже по грунтовым дорожкам и тропам, не разыскивая специальную лыжероллерную трассу. Лыжи на резиновых надувных колесах более устойчивы и рекомендуются в особенности для новичков. Спортсмены же на тренировках и на соревнованиях пользуются роллерами на жестких колесах.

Лыжероллерная трасса

Что это такое? Что собой представляет лыжероллерная трасса, представить просто, зная особенности устройства роллеров. Это асфальтированная и, как правило, закольцованная дорожка с идеально ровным покрытием. Такое покрытие необходимо, ведь колесики лыж, соприкасаясь с выбоинами и трещинами на асфальте, начинают очень сильно вибрировать, что приводит к неудобству спортсмена и отражается на сроке службы оборудования, если только у вас не модель с надувными колесами.

Дорожки эти часто извилистые, идущие то с горы, то в гору. Это позволяет повысить эффективность тренировочного процесса для спортсменов, а любителям такая лыжероллерная трасса добавит разнообразия в прогулке.

С ростом популярности лыжероллеров появилась потребность в специально оборудованных трассах. И их с каждым годом становится все больше: кататься по дорогам опасно, даже по проселочным, на пешеходных же путях спортсмены затрудняют свободное передвижение.

Новые лыжероллерные трассы появляются в парках, на базах отдыха, при лыжных базах как тренировочные полигоны в бесснежный период. Замечательно, что устраивать их стали не только в крупных городах, но и в небольших провинциальных, что делает спорт еще более доступным.

Кто катается

Этот вопрос может показаться неуместным, но на самом деле он актуален. Лыжероллерная трасса привлекательна не только для лыжников. Сюда приходят на тренировки и прогулки любители роликовых коньков, велосипедисты, бегуны и просто пешеходы. Вот такое сообщество здесь собирается.

Странного для России в этом ничего нет. Они же собираются на специализированных велодорожках и как-то делят пространство. А вот в Германии, например, лыжероллерные трассы стараются охранять от посторонних.

Трассы России

На самом деле специально оборудованных трасс пока немного, большинство выполняет свои функции по совместительству. Можно выделить лыжероллерные трассы России, наиболее соответствующие назначению.

Давайте познакомимся с основными.

Лыжероллерная трасса Саранска открылась в 2012 году на Протяженность ее невелика - всего полтора километра, но зато рельеф вызывает у пользователей восторг. Перепад высот 30 метров, так что здесь достаточно спусков и подъемов. Ширина трассы - четыре метра. Длина трассы увеличивается за счет дополнительных петель до четырёх километров.

Лыжероллерная трасса длиной в шесть с половиной километров в «Малиновке» - центре лыжного и в Архангельской области. Перепад высот здесь - 54 метра, а ширина - шесть метров.

В Пестово Новгородской области трасса длиной 3 км 200 м. В Воронеже в Хохломском районе трехкилометровая трасса для начинающих и превышающая пять километров для опытных спортсменов.

Одна из лучших трасс России находится в Псковской области неподалеку от города Остров. Там большой круг равен 5 км.

Неподалеку от Рязани есть лыжероллерная трасса в поселке Варские, в Смоленской области в поселке Пржевальского Демидовского района при биатлонном комплексе, в Новомосковске Тульской области, в Белгороде, в Костроме, в Калуге, в Демино Ярославской области, в Тосково Ленинградской области, в Карпово Вологодской области. В Тверской области в Западнодвинском районе в Мухино, в Торопце, в Лихославле, в Чуприяновке Калининского района.

Лыжероллерные трассы Московской области

Лыжероллерные трассы в Москве и Подмосковье числом превосходят, пожалуй, все российские. Только в Москве таких мест больше десятка. Самые известные прогулочные пути для роллеров:

  • Поклонка протяженностью 5,5 км;
  • Крылатское - около 4,5 км;
  • парк "Музеон" - дорожка в 2 км;
  • "Сокольники" - 8,5 км;
  • две трехкилометровых дорожки Филевского парка;
  • Лосиный остров - дорожка в 20 км;
  • в Кузьминском парке - более 5 км;
  • на набережной Нескучного сада и Воробьевых гор - 14 км.

Правда, вышеперечисленные места в большинстве своем являются неспециализированными дорожками, а именно теми самыми содружественными. Здесь катаются все: роллеры, велосипедисты, любители самокатов, скейтов.

В Подмосковье

В 65 км от МКАДа по Новорижскому или за поселком Румянцево расположен комплекс "Головино" с пятикилометровой трассой. Трасса состоит из трех асфальтовых петель - две по 2 км и одна 1 км. Симпатично смотрится это местечко - лыжероллерная трасса. Фото там можно сделать шикарные, да еще и природа дивная.

В Дмитрове оборудована освещенная трасса для начинающих длиной в 2 км 300 м.

Недавно начавшая действовать трасса на Планерной долгое время была в задумках, идеях. Многие считали, что она останется только в планах. Но она доделана и открыта при биатлонном клубе.

Одинцовская трасса

Наибольшей популярностью пользуется расположенная в Подушкинском лесопарке Лазутинская (Лазутинка) лыжероллерная трасса. Одинцово - город, где помнят, что инициатором ее строительства была известная лыжница Лариса Лазутина. Вот и пристало к трассе это название. А официально это трасса имени распложенная в одноименном Спортивном парке. Открыли трассу в 2002 году, она сразу привлекла к себе всеобщее внимание.

Здесь раньше была обычная лыжня, которая превратилась в асфальтированную дорожку и теперь могла использоваться и летом для тренировок на лыжероллерах. Протяженность трассы - около шести километров. Здесь множество подъемов и спусков разной сложности. В общем, место идеальное. Не хватало только хорошего освещения, которое тоже обещали восстановить. Потом трассу решили усовершенствовать, реконструировали, превратили в лыжный центр европейского формата. Здесь были построены кафе, раздевалки для спортсменов, туалеты, зона отдыха. Расширили автостоянку, отремонтировали подъездные пути.

На Лазутинке регулярно проводятся соревнования лыжников зимой и лыжероллеров летом, многие из них являются традиционными.

Правда, теперь появилась другая проблема для спортсменов. Трасса превратилась в массовое место прогулок местных жителей с детьми, колясками, собаками. К сожалению, большинство из них не понимают, что во время тренировок лыжники развивают скорость до 50 км/ч, и прогуливаться здесь вовсе не безопасно. В результате тренировка не может быть проведена на должном уровне, ведь спортсмены все время вынуждены избегать столкновений с гуляющими.

Вот так и существуют в настоящее время население с надеждой, что у них есть отличное место для прогулок, и спортсмены с надеждой, что как-то решится вопрос с полноценными тренировками без помех.

Как добраться

От Москвы до Одинцово можно добраться на электричках с Курского или Белорусского вокзалов, а также автобусами от станций метро "Парк Победы" (№ 339) и от станции метро "Юго-Западная" (№ 461). Далее рейсовым автобусом, идущим во Власиху. Выйти нужно на остановке «Верхнее Отрадное».

Координаты для автомобилистов - Ш: 55 41′26.6″N (55.690722), Д: 37 15′1.43″E (37.250397). Выезд из Москвы по Красногорскому шоссе (платный участок дороги) или по Можайскому.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Экстракт гарцинии камбоджийской для похудения в капсулах и таблетках Экстракт гарцинии камбоджийской для похудения в капсулах и таблетках Средства лечения при повреждении мышц, связок и сухожилий Средства лечения при повреждении мышц, связок и сухожилий Детская железная дорога голубая стрела Игрушечная железная дорога голубая стрела Детская железная дорога голубая стрела Игрушечная железная дорога голубая стрела